АЛИЕВ Муху Гимбатович 
                  Постоянно проживает в г. Махачкале. 
                  Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Заместитель 
                    председателя Комитета по международным делам. Председатель 
                    Народного Собрания Республики Дагестан.
                  М.Г.Алиев родился 6 августа 1940 г. Аварец. в 1962 г. окончил 
                    Дагестанский государственный университет по специальности 
                    'филолог'. В 1962-1964 гг. - учитель, завуч, директор средней 
                    школы в Цумандинском районе Дагестанской АССР. В 1964-1969 
                    гг. - секретарь комитета ВЛКСМ, аспирант Дагестанского государственного 
                    университета. Кандидат философских наук. В 1969-1972 гг. - 
                    первый секретарь Махачкалинского горкома ВЛКСМ. В 1972-1985 
                    гг. - первый секретарь Советского райкома КПСС г. Махачкалы. 
                    С 1985 г. - заведующий отделом, с 6 марта 1990 г. - первый 
                    секретарь Дагестанского обкома КПСС. С 1991 г. - заместитель 
                    председателя Верховного Совета Республики Дагестан. В августе 
                    1994 г. избран председателем Верховного Совета Республики 
                    Дагестан. В апреле 1995 г. избран председателем Народного 
                    Собрания Республики Дагестан. В январе 1996 г. вошел в состав 
                    Совета Федерации.
                  Женат. Имеет двоих детей.
                  Считает, что единство государства обусловливается единством 
                    субъекта Федерации. Выступал против создания Палаты национальностей 
                    в парламенте республики, полагал, что те, кто настаивает на 
                    этом, скрыто или явно ведут дело к федерализации Дагестана, 
                    что приведет лишь к усилению этнического сепаратизма. Подчеркивал, 
                    что необходимо подняться над узко национальными чувствами 
                    и тщательно продумать вопрос о последствиях принимаемых решений. 
                    Указывал на то, что федерализм во многих странах вполне отвечает 
                    интересам народа, но чужие лекарства не всегда подходят для 
                    наших болезней. Говорил о культурно-национальной автономии 
                    как об одной из реальных в Дагестане форм самоопределения 
                    народов, одном из действенных способов решения межнациональных 
                    проблем.
                  По мнению М.Г.Алиева, в Дагестане в специфических условиях 
                    национально-этнического плюрализма нет иного способа создания 
                    гражданского общества, как полнейший учет как общих, так и 
                    специфических интересов каждой отдельно взятой национальности. 
                    А это обеспечивается пропорциональным представительством в 
                    Народном Собрании и других органах власти. При всех сложностях 
                    и трудностях только соблюдение данного принципа обеспечивает 
                    гражданский мир, межнациональное согласие. Отсюда вытекает 
                    необходимость иметь в республике парламент, который сочетал 
                    бы профессионализм с пропорциональным представительством. 
                    Поэтому выборы в Народное Собрание Республики Дагестан необходимо 
                    проводить как по территориальным, так и по территориально-национальным 
                    округам. Говоря о праве выдвижения кандидатов в депутаты Народного 
                    Собрания по партийным спискам, отмечал, что это логично, но 
                    в Дагестане еще не сложилась развитая партийно-политическая 
                    система. Многие партии находятся в стадии формирования. Однако 
                    это не исключает их участия в выборах. Но не на особых, а 
                    на общих основаниях в избирательных округах. В свою очередь, 
                    это послужит стимулом процессу образования и функционирования 
                    этих партий. 
                  Заявлял, что главы администраций могут совмещать должностные 
                    обязанности с депутатским статусом. Депутат Народного Собрания 
                    не может входит в Госсовет, правительство Республики Дагестан. 
                    Главы администраций лучше многих знают, какой закон работает, 
                    а какой - нет. И не надо опасаться, что главы городских и 
                    районных администраций будут избраны в парламент республики. 
                  
                  Отмечал сложнейшее геополитическое положение Дагестана. В 
                    результате преобразования бывших советских республик в независимые 
                    государства Дагестан оказался в их кольце, а события, связанные 
                    со стремлениями Чечни односторонне выйти из Российской Федерации, 
                    разрушение коммуникаций, перекрытие железнодорожных и автомобильных 
                    путей привели к экономической блокаде республики. Также не 
                    прекращаются провокации по втягиванию Дагестана в конфликт 
                    не только со стороны чеченских экстремистов, но и со стороны 
                    отдельных влиятельных людей в Москве и некоторых центральных 
                    средств массовой информации. Считал, что Российский центр 
                    должен выработать достаточно гибкую, мягкую национальную политику, 
                    чтобы удержать национальную психологию масс в равновесном 
                    состоянии. Вместо этого, увлеченный преимущественно проблемами 
                    укрепления центральной государственной власти и использованием 
                    Федеративного договора в сторону усиления унитаризма, Центр 
                    порой принимает решения, которые значительно ухудшают ситуацию 
                    в Северо-Кавказском регионе. Отмечал, что определяющим должен 
                    быть принцип принадлежности Республики Дагестан Российской 
                    Федерации. 
                  По мнению М.Г.Алиева, идея губернизации России подрывает 
                    политические устои федеративного государства и недопустима 
                    в устах лиц, занимающих государственные должности. Федеративное 
                    устройство России, существование в рамках единого государства 
                    национальных республик - результат исторического развития. 
                    Поэтому предложения 'реформировать' краеугольный камень политического 
                    устройства нашей страны приводят к росту отчуждения по отношению 
                    к Центру. Это не может не иметь серьезных политических последствий. 
                    Отмечал, что Дагестан должен отстаивать свой государственно-правовой 
                    статус суверенной республики в составе Российской Федерации. 
                  
                  По отношению к чеченскому конфликту заявлял, что Дагестан 
                    сохраняет нейтралитет, но это не означает равнодушия к собственным 
                    интересам и судьбам борющихся сторон. Выступал за решение 
                    всех проблем на Кавказе, чреватых войной, исключительно политическими 
                    методами. Считал правомерным принцип сохранения единства и 
                    целостности РФ, не соглашался с военными методами его реализации 
                    и отмечал, что вся вина ложится на совесть тех государственных 
                    деятелей, кто развязал военные действия, не использовав до 
                    конца политические методы решения вопроса. 
                  По экономическим проблемам отмечал, что в стране нет продуманной 
                    стратегии и тактики реформ. То, что предлагается, - не что 
                    иное, как набор общих лозунгов и фраз о либерализации, демократии, 
                    подражание 'цивилизованным странам'. Принятая на вооружение 
                    монетаристская модель абсолютизирует рынок и ориентирована 
                    не на производительный труд и продуктивную деятельность, а 
                    на распределение. Еще один стратегический просчет выражается 
                    в насильственном демонтаже средствами политики связей, ранее 
                    установившихся между республиками. Необходимо сделать вывод 
                    из ошибок, внести коррективы в реформы. 
                  Подчеркивал необходимость решительного наступления на преступность. 
                    Без этого невозможно осуществить реформы. Только поставив 
                    заслон криминализации политической жизни, коррумпированности 
                    чиновников, можно рассчитывать на оздоровление обстановки. 
                    Отмечал нездоровую и опасную тенденцию роста антикавказских 
                    настроений, которая начала выплескиваться не только в средствах 
                    массовой информации, но и в политико-идеологических настроениях 
                    некоторых известных общественных и даже государственных деятелей. 
                    Отмечал, что речевой оборот 'лицо кавказской национальности' 
                    скрывает за внешне юридически корректной формой махровый национализм. 
                    Известно, что никакой 'кавказской национальности' не существует 
                    и речь идет не о правосубъекте, а об антропологических особенностях 
                    человеческого лица, превращенных в спекулятивную правовую 
                    категорию для незаконных административных действий по отношению 
                    к носителям этих антропологических особенностей. Высказывания 
                    о 'лицах кавказской национальности' должны быть признаны расистскими 
                    в прямом смысле этого слова. Полагал, что само появление и 
                    распространение этой формулировки лишь отражает глубоко зашедший 
                    в России рост национальной агрессивности. У преступности нет 
                    национальности, а если не следовать этому принципу, то борьба 
                    с преступностью превратится в преследование по национальному 
                    признаку.