|
Семинары
| "Исламизм глобальная угроза?"
В Научно-исследовательском Институте социальных систем МГУ
им. М.В..Ломоносова 22 сентября состоялся семинар на тему
'Исламизм - глобальная угроза?'.
В его работе приняли участие видные ученые и эксперты в области
ислама, международной безопасности и международных отношений
А.А.Игнатенко, В.Я.Белокреницкий, А.Д.Богатуров, А.М.Искандарян
и другие, сотрудники Администрации Президента РФ, офицеры
Генерального штаба ВС РФ, Федеральной службы безопасности
РФ, Федеральной пограничной службы РФ, а также представитель
в Москве главы Временной администрации Чеченской республики
Ш.А.Бено.
С докладом 'Исламизм как глобальный дестабилизирующий
фактор' http://www.niiss.ru/nb/News/ignatenko.htm
выступил ведущий эксперт Института социальных систем, доктор
философских наук А.А.Игнатенко. Затем состоялся достаточно
острый разговор, который в итоге был признан участниками как
весьма полезный с точки зрения взаимного ознакомления специалистов
и практиков с позициями и взглядами друг друга.
А.А.Игнатенко проанализировал одну из ключевых тенденций мирового
политического процесса последнего времени - формирование зоны
возрастающей многоуровневой нестабильности (социально-политической,
этнополитической, военно-политической) - 'от Филиппин до Косово',
как выразился Президент России Владимир Путин. На семинаре
обсуждался вопрос, насколько это обусловлено активизацией
в соответствующих регионах исламских (исламистских) организаций,
движений, группировок и режимов.
В ходе обсуждения рассматривалась исследовательская гипотеза
о том, что в настоящее время происходит становление исламизма
как транснационального феномена, начинающего выступать в роли
самостоятельного субъекта мировой политики, перешагнувшего
границы отдельных национальных государств и демонстрирующего
возрастающую независимость по отношению к правительствам тех
исламских стран, которые, по меньшей мере, терпимо относились
к деятельности исламистских организаций. При том, что большинство
политиков и экспертов признает наличие данной проблемы, существует
ряд спорных вопросов, относящихся к определению влияния исламизма
на мировой политический процесс и его перспектив как военно-политического
течения. Первый из них - следует ли в рамках довольно обширного
региона связывать воедино с активизацией исламистских организаций
такие различные явления, как рост незаконного оборота наркотиков
и оружия, усиление социально-политического протеста в условиях
экономического кризиса, рост терроризма, обострение межэтнических
отношений, нарастание подрывной деятельности одних государств
против других, угрозы распространении ядерного оружия и ядерных
технологий, - или же речь идет о простом пространственном
и временном совпадении различных дестабилизирующих факторов.
Дискуссионным оказался и вопрос о главных причинах резкой
активизации исламизма, среди которых разными специалистами
называются:
-
столкновение цивилизаций в условиях сохраняющихся
дисбалансов мирового развития;
-
противоречия 'догоняющей модернизации';
-
демографические диспропорции;
-
инструментальное использование ислама
как мобилизующей идеологии;
-
внутренне обусловленный радикализм ислама;
-
формирование исламского мира (исламского
мирового порядка) как целенаправленная и скоординированная
активность в глобальном масштабе;
-
издержки 'духовного возрождения' мусульман,
вызванные их притеснениями в период политико-идеологического
господства коммунизма; и т.п.
С целью научного анализа обозначенного проблемного пространства
было предложено понятие исламизма, под которым
подразумевается идеология и практическая деятельность,
ориентированные на создание условий, в которых социальные, экономические,
этнические и иные проблемы и противоречия любого общества (государства),
где наличествуют мусульмане, будут решаться исключительно с
использованием исламских норм, прописанных в шариате. Представляется,
что такое определение помогает понять причины тесного взаимодействия
разнопорядковых движений, функционирующих в настоящее время
в разных концах света, нередко имеющих различные организационные
центры национального и международного масштаба и определенные
идеологические различия. Одновременно устанавливается и непростая,
во многом противоречивая и конфликтная связь между исламом как
религией больших масс людей, в том числе - в России, и исламизмом
как политической идеологией, противостоящей всем светским, так
называемым секулярным идеологиям - как правым, так и левым.
С целью обеспечить внутриполитическую стабильность и региональную
безопасность Россия самостоятельно должна предпринять ряд мер,
направленных на ограничение опасности, исходящей от радикального
исламизма, который уже проник на территорию страны и паразитирует
на российском исламе. Среди мер, которые предлагались
в ходе обсуждения:
- деполитизация ислама и деисламизация политики
(через введение соответствующих положений в законодательство
об общественных объединениях и о свободе совести и религиозных
объединениях);
- O исключение вмешательства в социально-политическую
сферу религиозных (в том числе исламских) объединений;
- ограничение или полный запрет деятельности иностранных
политико-религиозных организаций на территории России (в том
числе исламистских);
- последовательное проведение в жизнь конституционного
принципа Российского государства - его светскости
(что означает, в частности, равноудаленность государства от
всех конфессий при предоставлении гражданам России гарантий
религиозных прав и свобод, предусмотренных российской Конституцией
и законодательством, а также международным правом);
- пересмотр внешнеполитических приоритетов России
в пользу сотрудничества с государствами, либо вообще не использующими
исламизм во внешней политике, либо, как минимум, не использующими
его против России (Индия, Китай, государства Тихоокеанского
региона типа Малайзии).
УЧАСТНИКИ СЕМИНАРА
ДОКЛАДЫ
СТЕНОГРАММА
Семинары
| "Исламизм глобальная угроза?"
|
|