Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/s_docl_silantjev2.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:11:27 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


 

 Семинары | "Исламизм глобальная угроза?" | Доклады | Силантьев Роман Анатольевич


ТЕЗИСЫ сотрудника ОВЦС МП Силантьева Р.А. к семинару вице-президент Банка 'Российский кредит', доктор экономических наук
'Исламизм - глобальная угроза?'

Проблема исламского экстремизма или исламизма присутствует в мировой политике уже давно. Этой теме были посвящены тысячи исследований, предложивших сотни гипотез о причинах возникновения и распространения этого явления и способах взаимодействия с ним. Одни ученые считают эту проблему неизбежным следствием глобального 'столкновения цивилизаций', другие же вообще не склонны видеть какую-либо систему в распространении исламизма, оценивая каждую конкретную 'горячую точку' как по-своему уникальное явление. Не вызывает сомнений лишь тот факт, что сейчас экспансия мусульманского экстремизма является одним из серьезнейших вызовов безопасности нашего государства.
Угроза межрелигиозному миру в нашей стране, исходящая от радикализации ислама, вполне реальна. Устанавливавшиеся веками добрососедские отношения между православным и мусульманским сообществом страны, могут быть в одночасье разрушены в ходе экспансии сторонников 'чистого ислама', которые относят христиан не к 'людям книги', а к обычным язычникам. Русская Православная Церковь уже имеет печальный опыт столкновения с мусульманскими радикалами в Чечне, который стоил ей потери всех приходов в этой республике, похищения 10 и гибели 3 священников. Более того, была парализована деятельность православных приходов и в соседней Ингушетии. Известно, что христиане либо полностью изгоняются из стран, где власть переходит к мусульманским экстремистам, либо влачат в них весьма жалкое существование, подвергаясь самым немыслимым ограничениям.
Практика показывает, что единственным по-настоящему эффективным способом борьбы с проникновением любых форм религиозно-политического экстремизма является его профилактика, предусматривающая контроль за проникновением на территорию страны экстремистских эмиссаров и их своевременную локализацию. В противном случае они, используя свой немалый опыт и денежные средства, быстро формируют группы своих единомышленников, которые через достаточно короткий временной промежуток становятся самодостаточными и могут существовать и развиваться уже без поддержки извне. На этом этапе локализация экстремистских общин приводит лишь к замедлению их роста, однако не снимает проблемы в целом.
Заключительным этапом развития экстремистских общин является их открытая конфронтация с властями или же с иноверными религиозными общинами. При этом далеко не всегда стремление правительства избежать военных столкновений приводит к желаемому результату. Как правило, войны избежать не удается, поскольку вооруженный конфликт, преподносимый как 'священная война с неверными' - газават, является важнейшим звеном в экспансионистской политике исламистов. Развиваться он может двумя путями: либо правительство начинает операцию по 'зачистке' района от экстремистов, либо сами экстремисты первыми инициируют войну, нередко перенося ее на новые территории.
В ходе боевых действий сторонники 'чистого ислама' грамотно используют в качестве живого щита мирное население, которое постепенно вовлекается его в конфликт на стороне боевиков, позволяя им с лихвой возмещать потери в живой силе. К расширению зоны конфликта приводят и неизбежные ошибки и просчеты военных, которые незамедлительно и эффективно используются в информационной войне, ведущейся параллельно с боевыми действиями. Конфликт, дошедший до стадии открытого противостояния практически не подлежит одностороннему урегулированию и может длиться столь долго, сколь это будет необходимо его инициаторам.
В современной России ситуация развивается по наихудшему сценарию. Пользуясь пробелами в законодательстве и общим беспорядком, царившем в обществе в последние 10 лет, исламисты сумели прочно закрепиться в российском обществе, создав устойчивые и эффективные структуры, стремительно наращивающие свой потенциал. Войны в Дагестане и Чечне, а также запоздалые меры, принятые правоохранительными органами по пресечению каналов зарубежной помощи, не возымели должного эффекта и не смогли существенно поколебать их позиции.
Не стоит думать, что панацеей от экстремизма может стать кардинальное улучшение экономической обстановки и резкое повышение уровня жизни потенциальных рекрутов экстремистских организаций. Как известно, 'ваххабиты' сел Кадарского анклава значительно превосходили своих соседей по уровню жизни, а преимущественно 'ваххабитское' село Белозерье в Мордовии является едва ли не богатейшим в республике.
В настоящей момент в нашей стране не существует действенных методик, позволяющих эффективно бороться с религиозным экстремизмом или хотя бы заметно задержать его распространение. Единственным способом, позволяющим частично восстановить контроль над ситуацией и по возможности предотвратить новые столкновения, должна стать всесторонняя поддержка государством традиционного российского ислама.
Традиционная мусульманская умма России, являющаяся естественным противником радикализма и могущая успешно ему противостоять, была расколота еще в 1992 году и до сих пор российские ДУМы тратят большую часть своих сил на междоусобную борьбу. Несмотря на столь бедственное положение, именно умеренные мусульмане в основном противостоят натиску исламизма, поскольку именно они стоят первым номером в 'черных списках' ваххабитов, и, в отличии от христиан, в принципе не имеют никаких шансов уцелеть в случае установления на какой-либо территории 'исламского государства'.

 Семинары | "Исламизм глобальная угроза?" | Доклады | Силантьев Роман Анатольевич

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх