|
Семинары
| "Исламизм глобальная угроза?"
| Доклады | Силантьев Роман Анатольевич
ТЕЗИСЫ сотрудника ОВЦС МП Силантьева Р.А. к семинару
вице-президент Банка 'Российский кредит', доктор
экономических наук
'Исламизм - глобальная угроза?'
Проблема исламского экстремизма или исламизма
присутствует в мировой политике уже давно. Этой теме были посвящены
тысячи исследований, предложивших сотни гипотез о причинах возникновения
и распространения этого явления и способах взаимодействия с
ним. Одни ученые считают эту проблему неизбежным следствием
глобального 'столкновения цивилизаций', другие же вообще не
склонны видеть какую-либо систему в распространении исламизма,
оценивая каждую конкретную 'горячую точку' как по-своему уникальное
явление. Не вызывает сомнений лишь тот факт, что сейчас экспансия
мусульманского экстремизма является одним из серьезнейших вызовов
безопасности нашего государства.
Угроза межрелигиозному миру в нашей стране, исходящая от радикализации
ислама, вполне реальна. Устанавливавшиеся веками добрососедские
отношения между православным и мусульманским сообществом страны,
могут быть в одночасье разрушены в ходе экспансии сторонников
'чистого ислама', которые относят христиан не к 'людям книги',
а к обычным язычникам. Русская Православная Церковь уже имеет
печальный опыт столкновения с мусульманскими радикалами в Чечне,
который стоил ей потери всех приходов в этой республике, похищения
10 и гибели 3 священников. Более того, была парализована деятельность
православных приходов и в соседней Ингушетии. Известно, что
христиане либо полностью изгоняются из стран, где власть переходит
к мусульманским экстремистам, либо влачат в них весьма жалкое
существование, подвергаясь самым немыслимым ограничениям.
Практика показывает, что единственным по-настоящему эффективным
способом борьбы с проникновением любых форм религиозно-политического
экстремизма является его профилактика, предусматривающая контроль
за проникновением на территорию страны экстремистских эмиссаров
и их своевременную локализацию. В противном случае они, используя
свой немалый опыт и денежные средства, быстро формируют группы
своих единомышленников, которые через достаточно короткий временной
промежуток становятся самодостаточными и могут существовать
и развиваться уже без поддержки извне. На этом этапе локализация
экстремистских общин приводит лишь к замедлению их роста, однако
не снимает проблемы в целом.
Заключительным этапом развития экстремистских общин является
их открытая конфронтация с властями или же с иноверными религиозными
общинами. При этом далеко не всегда стремление правительства
избежать военных столкновений приводит к желаемому результату.
Как правило, войны избежать не удается, поскольку вооруженный
конфликт, преподносимый как 'священная война с неверными' -
газават, является важнейшим звеном в экспансионистской политике
исламистов. Развиваться он может двумя путями: либо правительство
начинает операцию по 'зачистке' района от экстремистов, либо
сами экстремисты первыми инициируют войну, нередко перенося
ее на новые территории.
В ходе боевых действий сторонники 'чистого ислама' грамотно
используют в качестве живого щита мирное население, которое
постепенно вовлекается его в конфликт на стороне боевиков, позволяя
им с лихвой возмещать потери в живой силе. К расширению зоны
конфликта приводят и неизбежные ошибки и просчеты военных, которые
незамедлительно и эффективно используются в информационной войне,
ведущейся параллельно с боевыми действиями. Конфликт, дошедший
до стадии открытого противостояния практически не подлежит одностороннему
урегулированию и может длиться столь долго, сколь это будет
необходимо его инициаторам.
В современной России ситуация развивается по наихудшему сценарию.
Пользуясь пробелами в законодательстве и общим беспорядком,
царившем в обществе в последние 10 лет, исламисты сумели прочно
закрепиться в российском обществе, создав устойчивые и эффективные
структуры, стремительно наращивающие свой потенциал. Войны в
Дагестане и Чечне, а также запоздалые меры, принятые правоохранительными
органами по пресечению каналов зарубежной помощи, не возымели
должного эффекта и не смогли существенно поколебать их позиции.
Не стоит думать, что панацеей от экстремизма может стать кардинальное
улучшение экономической обстановки и резкое повышение уровня
жизни потенциальных рекрутов экстремистских организаций. Как
известно, 'ваххабиты' сел Кадарского анклава значительно превосходили
своих соседей по уровню жизни, а преимущественно 'ваххабитское'
село Белозерье в Мордовии является едва ли не богатейшим в республике.
В настоящей момент в нашей стране не существует действенных
методик, позволяющих эффективно бороться с религиозным экстремизмом
или хотя бы заметно задержать его распространение. Единственным
способом, позволяющим частично восстановить контроль над ситуацией
и по возможности предотвратить новые столкновения, должна стать
всесторонняя поддержка государством традиционного российского
ислама.
Традиционная мусульманская умма России, являющаяся естественным
противником радикализма и могущая успешно ему противостоять,
была расколота еще в 1992 году и до сих пор российские ДУМы
тратят большую часть своих сил на междоусобную борьбу. Несмотря
на столь бедственное положение, именно умеренные мусульмане
в основном противостоят натиску исламизма, поскольку именно
они стоят первым номером в 'черных списках' ваххабитов, и, в
отличии от христиан, в принципе не имеют никаких шансов уцелеть
в случае установления на какой-либо территории 'исламского государства'.
Семинары
| "Исламизм глобальная угроза?"
| Доклады | Силантьев Роман Анатольевич
|
|