Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/s_docl_sergeev6.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:03:11 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Семинары | "Исламизм после 11 сентября 2001 г. и начала глобальной антитеррористической операции" | Доклады | Сергеев Михаил Степанович

М.С.Сергеев кандидат исторических наук, Институт востоковедения РАН

ГОСУДАРСТВА СЕВЕРНОЙ АФРИКИ
В ГЛОБАЛЬНОЙ "АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ" ОПЕРАЦИИ
(На примере Марокко и Алжира)

День 11 сентября 2001г.в связи с известными событиями в США оказался знаковой датой как для всего мира, так и для государств Северной Африки, и прежде всего - для Марокко и Алжира. Почему представляется актуальным внимательный анализ того, какие последствия оказали теракты в США именно на эти два государства арабского Магриба?
Во-первых, следует напомнить, что к указанной выше дате Алжир уже почти 10 лет противостоял религиозному экстремизму. Внутриалжирский конфликт, который старались (и всеми силами стараются) не замечать в США, России и многих других "цивилизованных" странах, унес к настоящему времени жизни примерно 150 тысяч человек. Мировое сообщество, и как ни странно - Россия, пассивно созерцали (в отличие от бывшей Югославии) алжирскую трагедию при том, что именно в Алжире прошли "обкатку" многие приемы как сугубо военной, так и психологической войны, которые затем не без успеха использовались международными исламистскими структурами в Боснии, Чечне, других "горячих" точках.
Во-вторых, внимательный анализ ситуации в регионе Северной Африки необходим хотя бы потому, что, с одной стороны, выходцы из стран региона заняли видное место в боевых структурах "Аль-Каиды", взявшей на себя в настоящеее время лидирующую роль в международном исламистском движении. Алжирские моджахеды являются второй по численности национальной группировкой в "Аль-Каиде" после египтян. Именно алжирцы составляют личную охрану лидера этой организации Усамы бен Ладена. Со своей стороны марокканские исламисты были исполнителями теракта, в результате которого буквально накануне 11 сентября был убит влиятельный афганский полевой командир Ахмад Шах Масуд. В сообщениях мировых СМИ о готовившихся после 11 сентября 2001 года терактах, а также арестах в исламистких кругах среди прочих национальностей наиболее часто звучали алжирцы, марокканцы, туниссцы. С другой стороны, представители стран региона выдвинулись в настоящее время на ведущие позиции в качестве идеологов международного исламистского движения.
В-третьих, на примере стран региона отчетливо видно, как США, поторопившиеся присвоить себе после 11 сентября 2001 года право вершителей судеб других народов, решают за счет других свои внутренние проблемы, и главную из них - поддержание доллара. По имеющимся данным, значительная часть из ежегодного торгового оборота с Алжиром в 3,5 млрд долларов приходится на американские нефтедобывающие компании, связанные с кланом Буша. Этот же клан разрабатывает планы размещения нескольких миллиардов долларов в приватизационные проекты в сферах горнодобычи и электроэнергетики в Алжире.
Рост заинтересованности США алжирскими делами обусловлен прежде всего тем, что несмотря на весьма сложную внутреннюю обстановку в последнее десятилетие Алжир сумел доказать свою состоятельность как достаточно сильное государство, обеспечив бесперебойную подачу углеводородов европейским потребителям. В настоящее время Алжир на 15 проц.обеспечивает потребности Европы в нефти и газе. В условиях, когда есть данные, что запасы углеводородов в районе Каспия оказались менее значительными, чем это казалось вначале, когда существует возможность прихода к власти антиамерикански настроенных исламистских или националистических правительств в нефтяных монархиях Персидского залива, американцы были вынуждены обратить свои взгляды на Алжир.
Как полагают алжирские эксперты, в самое ближайшее время Магриб может быть объявлен зоной жизненно важных американских интересов. При этом США, следуя взятому при администрации Буша курсу на самоизоляционизм, постараются поставить этот регион под свой прямой и полный контроль без учета интересов своих европейских союзников и тех, кто хотел бы считать себя таковыми.
Можно утверждать, что действия США в современных условиях вписываются и ведутся вокруг формулы нефть - исламизм - нефть. Если имеется нефтедобывающий регион, находящийся в ареале мусульманского мира или лежащий близ него, и функционирующий вне сферы американских экономических интересов, тут же запускается механизм использования исламизма с тем, чтобы в конечном счете исправить это "упущение" и получить доступ все к той же нефти. В конечном счете исламизм, рожденный не без помощи США, оказался по большому счету на службе глобализма и неоколониализма.
Несколько размышлений, призванных дополнить представленные три пункта. Почему-то громогласно разрекламированные Вашингтоном меры по разрушению финансовой "империи" терроризма никак не затронули ряд весьма одиозных банковских учреждений. Достаточно назвать швейцарский банк "Ат-Таква". Несмотря на то, что этот банк известен своими связями с международной исламистской организацией "Братья-мусульмане", санкции никак не затронули его, поскольку на нем завязаны саудовские и американские финансовые интересы.
Кстати, наблюдения за перемещениями, деяниями и связями алжирских, марокканских и тунисских элементов "Аль-Каиды", а также других международных исламистских структур, почему-то "вдруг" отошедших на второй план, но уже готовых заменить в самой ближайшей перспективе "мальчика для битья" в лице организации У.бен Ладена, вполне наглядно демонстрируют, что, применительно к Центральной Азии, не только Саудовская Аравия несет ответственность за содержание их "филиалов", но и такие "активные" участники борьбы с терроризмом, как Пакистан, Турция и Иран.
Переходя к тому, как в странах Северной Африки отреагировали на 11 сентября 2001 года, прежде всего необходимо заметить, что приходится вести речь о трех уровнях реакции. Во-первых, это - официальные круги стран региона. Они в целом единодушно осудили теракты, пытаясь при этом решить свои собственные проблемы. Так, Рабат, с ходу заявил о поддержке формировавшейся осенью 2001г.антитеррористической коалиции. Такая реакция, несмотря на немедленно появившуюся внутреннюю оппозицию, была обусловлена по меньшей мере тремя обстоятельствами. Во-первых, Рабат стремился всеми силами отмежеваться от тех марокканцев, которые оказались на ведущих позициях в многочисленных исламистких структурах вне своей исторической родины. Во-вторых, Марокко рассчитывало на поддержку США в деле урегулирования западносахарской проблемы, превратившейся в настоящее время в основную "головную боль" для марокканских властей в связи с наметившимся за последнее время определенным уклоном Вашингтона в сторону Алжира, обусловленным в первую очередь экономическими интересами клана Буша.
Третий пункт во многом вытекает из второго. И Марокко, и Алжир вместе с пятью другими государствами Южного Средиземноморья являются участниками так называемой Средиземноморской инициативы НАТО, в рамках которой начиная с 1994 года Североатлантический альянс строит отношения в военно-политической области со своими южными партнерами. До последнего времени из стран "семерки" только Иордания и Израиль были связаны с НАТО соглашениями о сотрудничестве в сфере безопасности. И первым в "очередь" на подписание аналогичного документа американцы поставили не своего старого и испытанного союзника, а чарующий своими природными богатствами Алжир.
Идеологи правящего класса - и это характерно для многих арабских стран - попытались возложить всю ответственность за рост экстремистской составляющей в исламе на... Запад. Им никак не хочется замечать, что в них пропасть между национальными правящими элитами и массами намного глубже и шире, нежели пресловутый разрыв между "богатым" Севером и "бедным" Югом. Многим "богатым" северянам и не снилась та вызывающая роскошь, в которой живут отдельные представители "бедного" Юга.
В этой связи хотелось бы привести высказывания участников прошедшего в январе с.г.в Алжире международного семинара "О роли гражданского общества в борьбе против терроризма", многие из которых прямо обвинили Запад в двойном подходе к данной проблеме.
Так, известный французский журналист и писатель ливанского происхождения Антуан Сфейр полагает, что исламизм будет угрожать до тех пор, пока именно в мусульманских странах существует вопиющее социальное неравенство. По его мнению, сила исламистов в том, что они пользуются огромной популярностью среди беднейших слоев населения, поскольку в настоящее время только они предлагают альтернативу современному обществу.
Многочисленные зарубежные участники семинара выступили с предупреждением, согласно которому главная опасность в настоящее время исходит от европейских стран, вернее - от продолжающих действовать на их территориях всевозможных исламистких структур. Среди этих стран назывались, в частности, Франция, Германия и Великобритания, которые "считают себя слишком демократичными, чтобы помешать подрывной деятельности".
Как указывал эксперт из Бельгии Клод Монике, чтобы победить терроризм, его необходимо уничтожить в первую очередь в Европе. Он считает, что борьба против терроризма не будет успешной без разрушения каналов подпитки исламистских движений, у истоков которых стоят определенные государства, и в частности, Саудовская Аравия. В свою очередь журналист и писатель из Германии Михаэл Опперскальски считает, что среди тех, кто питал корни терроризма, необходимо назвать ЦРУ и "Моссад". Он полагает, что Запад ведет двойную игру, "торжественно объявив войну терроризму, и одновременно поддерживая под предлогом содействия развитию демократии и свобод фанатичные сепаратистские движения чеченцев и албанцев". Тем самым, полагает немецкий журналист, Запад, и прежде всего - США, продолжают взятую ранее на вооружение тактику, с помощью которой "исламизм помог выдворить русских из Афганистана".
"Под прикрытием понятий свободы слова и действий они безучастно наблюдают за сбором средств и покупкой оружия. Благодаря негласному соглашению террористы и правительства сосуществуют. За то, что активисты [исламистских структур] берут обязательство не угрожать интересам принимающих их стран, они пользуются очень большой свободой перемещений. Стремясь сохранить привилегированные отношения с некоторыми странами [Персидского] Залива, Великобритания выступает глашатаем терпимости. Терпимости, от имени которой убивают женщин и детей в других странах", - отмечала в комментарии к семинару алжирская газета "Суар д'Альжери".
Там же, на семинаре, прозвучали многочисленные предупреждения о том, что исламизм, несмотря на проводимую США и их союзниками военную операцию в Афганистане, нисколько не потерял свою силу и возможность наносить удары.
Указывалось, в частности, причем алжирским [т.е.представителем мусульманского мира] политологом, на негативную роль т.н.исламских университетов, ежегодно выпускающих 80 тысяч человек. Многие из них затем приходят в исламистские партии.
Идеологи официального ислама удивительно солидарны с некоторыми западными политологами, пророча, что 11 сентября - предтеча войны между цивилизациями.
Действительно, они правы в том, что касается только начала войны. Но речь идет не о войне между цивилизациями, а о войне, цель которой - новый передел мира, вернее, его оскудевших ресурсов. При этом США фактически используют как ислам, так и исламистов в своих интересах. Поэтому одной из задач российской науки и практики видится демонстрация мусульманскому миру фактических устремлений заокеанских теоретиков.
Говоря о реакции официального Алжира, необходимо выделить в ней два уровня. Один из них определялся президентом этой страны Абдельазизом Бутефликой и его окружением, второй - алжирским военными, всегда игравшими особую роль в делах этой страны.
Сразу же необходимо отметить, что реакция клана Бутефлики была во многом двойственной. Дело в том, что президент АНДР, зачарованный своим детищем - политикой национального примирения - пошел за последние два года на значительные уступки исламистам. Две исламистких партии в настоящее время входят в коалиционное правительство этой страны при том, что само существование подобных организаций формально запрещено конституцией АНДР. Приходится признать, что в последние два года исламистский террор хоть и пошел в определенной мере на убыль, но все же остается алжирской реалией. Для А.Бутефлики признать провал его политики означало бы немедленную политическую смерть. В то же время именно при нем ежегодный торговый оборот между Алжиром и США (последние всегда в алжирских делах делали ставку на столь милых для Бутефлики т.н.умеренных исламистов) достиг внушительной суммы в 3,5 млрд долларов - к сожалению, Россия с ее декларированным "стратегическим" партнерством с Алжиром может по ряду причин пока только мечтать об этом! В то же время активизация антитеррористической борьбы в мире позволила Бутефлике "сохранить лицо", и более того, напомнить западным странам, что они давным-давно по сути дела бросили Алжир на произвол судьбы перед лицом в одночасье ставшего общим врага.
В то же время алжирские военные после 11 сентября получили то, чего они давно добивались - свободу действий в антитеррористической борьбе. До этого политики во главе с Бутефликой сводили на нет их усилия, что весьма напоминало аналогичные события в России в ходе 1-й чеченской кампании. Всего за несколько месяцев те структуры, которые отвечают за борьбу против терроризма, оперативно проделали более целенаправленную работу, которая принесла больше результатов, нежели слепое беганье солдат по горам. По имеющимся данным, во многом это стало следствием того, что алжирским спецслужбам - возможно, с чьей-то помощью - удалось взломать коды, которыми пользовались исламисты.
Однако и тут нашелся "тормоз" для военных. Общеизвестно, что Национальная народная армия (ННА) Алжира испытывает острый недостаток в современных средствах антитеррористической борьбы. Однако США и ряд других известных борцов с терроризмом уже давно ввели фактическое эмбарго на поставки Алжиру подобной техники. И, как показывают события, последовавшие за терактами в США, и сейчас не торопятся изменять свою позицию. (Напомним, что негласное эмбарго на поставки военной техники Алжиру было введено Соединенными Штатами в начале 90-х годов после того, как алжирские власти отказались следовать "рецепту" Вашингтона, выступавшего за налаживание диалога между алжирскими властями и Исламским фронтом спасения (ИФС), и избрали "силовой" путь решения проблемы исламизма.)
Как утверждается в распространенном в начале с.г.докладе американской неправительственной правозащитной организации "Хьюман Райтс Уотч", США по-прежнему отказываются поставлять Алжиру необходимые ему для борьбы с терроризмом системы оружия с ночными прицелами, хотя алжирские спецслужбы предоставили своим американским коллегам список из 350 алжирских исламистов, проживающих вне пределов территории АНДР и подозреваемых в поддержании связей с Усамой бен Ладеном. Именно этот алжирский жест позволил западным спецслужбам провести массовые аресты в исламистских кругах в Европе. Кроме того, американцам предоставлен еще один список, в котором фигурируют установленные имена исламистов, участвующих в бандформированиях непосредственно на территории Алжира.
По данным "Хьюман Райтс Уотч", после 11 сентября прошлого года Алжир обратился к Вашингтону с просьбой выдать лицензии ряду частных американских фирм - производителей оружия на поставки техники в АНДР. Однако к настоящему моменту Алжир получил от американцев лишь "минимальную непрямую помощь".
Более того, похоже, что Россия, продолжая понемногу продавать не очень то нужные Алжиру в настоящее время, однако весьма дорогостоящие отдельные виды тяжелых вооружений, тоже находится среди "отказников". Иначе как объяснить следующее заявление пожелавшего остаться неназванным высокопоставленного представителя алжирских спецслужб, сделанное 21 февраля для газеты "Аль-Ватан": "Вплоть до настоящего времени ни одна страна не изъявила желания продать Алжиру спецсредства, необходимые для борьбы с терроризмом. Невозможно купить даже инфракрасные очки ночного видения. Несмотря на события, связанные с 11 сентября прошлого года, эмбарго на поставки оружия по-прежнему действует в отношении Алжира". И другой аргумент в поддержку высказанного выше предположения. Почему те же алжирцы несколько месяцев спустя после 11 сентября 2001 года вели переговоры о закупках модернизированных танков Т-72 с готовой продавать все и вся Чехией, а не с Россией?
В то же время алжирские военные щедро делятся имеющимся у них богатейшим опытом. Так, изучению богатейшего опыта алжирских саперов по обезвреживанию самых хитроумных самодельных взрывных устройств был посвящен международный коллоквиум по борьбе с "бомбовым" терроризмом, прошедший в Алжире в конце февраля 2002 г. В его работе принимали участие эксперты-пиротехники из стран Западного Средиземноморья, и в частности, из Франции, Италии, Испании, Португалии, Мальты, Туниса, Марокко и Ливии. В ходе работы коллоквиума, проходившего за закрытыми дверями в Школе уголовной полиции в Сауле, его участники изучили технические характеристики наиболее сложных мин-ловушек, использовавшихся действующими в Алжире религиозными экстремистами в период с 1992 по 2000 год и обезвреженных алжирскими саперами. Достигнута договоренность о налаживании тесного взаимодействия между заинтересованными ведомствами в части, касающейся обмена информацией о новинках в сфере изготовления "адских" машин, используемых террористами. К сожалению, Россия, громогласно назвавшая Алжир своим "стратегическим" партнером, по непонятным причинам остается вне подобных мероприятий.
Еще одно общее наблюдение, касающееся реакции официальных Алжира и Рабата на события 11 сентября. Столкнувшись с определенными внутренними угрозами стабильности, правящие элиты тут же начали укреплять внутренне "единство" за счет возвращения к тезису о "внешней" угрозе. Сделать это оказалось чрезвычайно легко, используя неурегулированность конфликта вокруг сахарских провинций Марокко.
Второй уровень реакции - самый интересный и поучительный - представили немногочисленные, но весьма активные и имеющие доступ к независимым СМИ светские элиты стран региона. Их представители в многочисленных выступлениях в прессе сразу же поставили все точки над "i", назвав все своими именами. Впрочем, "великие борцы" с терроризмом сами дали своим оппонентам множество аргументов. Взять хотя бы случай с арестом в Марокко видного деятеля запрещенного в Алжире Исламского фронта спасения (ИФС) Камареддина Кербана. К.Кербан, уже долгое время пользующийся в Великобритании статусом политического беженца, был арестован 18 сентября 2001г.в Касабланке. Однако уже через два дня марокканские власти отпустили его на свободу по требованию: Лондона. Более того, Великобритания оказала на Марокко прямое давление. Дело дошло до угрозы выдворения представителя Рабата в Лондоне. Подобные действия британских властей были мотивированы тем, что поскольку ранее марокканское посольство выдало Кербану въездную визу, тем самым оно гарантировало его безопасность на территории королевства. (Бывший алжирский летчик, участник войны в Афганистане, один из соучредителей ИФС прибыл в Марокко с целью посетить своего двоюродного брата Саида Хамаза, осужденного в 1994 году к 15-ти годам тюрьмы за участие в тайной сети по переброске оружия из Европы через Марокко в Алжир. Задержание было осуществлено уже после свидания Кербана с родственником. Согласно Службе национальной безопасности, целью этой акции было проверить степень причастности Кербана к делу о переброске оружия в Алжир.)
В мусульманской общине Великобритании и через несколько месяцев после событий 11 сентября в большой популярности были вербовочные видеокассеты действующей в Алжире Салафистской группы проповеди и джихада (СГПД). Одна из пленок начинается призывом: "Убивайте их до тех пор, пока на Земле не будет выполнен приговор Аллаха". Она снималась в течение 2001 года на территории Алжира. На ней запечатлена серия операций формирований СГПД, и в частности, убийство из засады 20 военнослужащих. Пленка запечетлела, как сначала был взорван грузовик, перевозивший солдат. Затем исламисты открыли по нему огонь из стрелкового оружия. После этого в дело вступили "мясники от религии", которые ножами отрезали головы и кромсали тела еще живых людей. Как и в хорошо известных россиянам роликах о деяниях исламистов в Чечне, расправа чинилась под аккомпанимент религиозных призывов. Затем видеоряд сопровождается следующим текстом: "Вы должны убивать от имени Аллаха, прежде чем будете убиты. В этом случае вы получите ваше место в раю навсегда. Весь исламский мир должен восстать против вызывающих рвоту неверных. Знамя джихада - навсегда... Наши враги воюют от имени Сатаны. Вы воюете от имени Аллаха".
Видеоматериалы подобного содержания распространяются в мечетях, действующих в Великобритании, и в частности, в той из них, где проповеди читает хорошо известный специалистам Абу Хамза (настоящее имя - Мустафа Камель). Их главная цель - привлечение новых боевиков в СГПД и "Аль-Каиду".
Выразители идей второго уровня предупреждают, что радикальный исламизм уже в ближайшее время, причем - не без помощи правящих элит - может трансформироваться в еще более опасную форму экстремизма, основанную на новом витке арабо-мусульманского национализма. А это действительно чревато войной всемирного размаха. Правящие элиты могут увидеть в подобном развитии событий единственный способ выживания в условиях превышения критической массы народного недовольства и его канализации за пределы собственных стран.
В целом, представители второго уровня единодушны во мнении, что война только начинается. Причем если вначале она хотя бы на словах была войной против терроризма, в дальнейшем она станет войной за установление мировой гегемонии США путем насильственной глобализации.
Третий уровень реакции сформировали представители тех слоев североафриканских обществ, которые традиционно дают исламистам как теоретиков (низжий средний класс), так и "пушечное мясо" (маргинальные слои). В целом все эти слои с одобрением восприняли случившееся 11 сентября 2001 года. Для Марокко главным итогом этой реакции стала быстрая радикализация исламистского движения внутри страны (ранее все радикалы за счет эффективных действий спецслужб вытеснялись за пределы королевства) путем появления в нем новых, "неподконтрольных" властям группировок, сразу заявивших о себе. В стране появились организации самого экстремистского толка типа "Ат-Такфир ва-ль-Хиджра" ("Обвинение в неверии и хиджра"). Кстати, официальный Рабат, некогда утверждавший, что в Марокко исламистов нет, потому что не может быть (весьма убедительный аргумент!), а затем, "вдруг" обнаружив их, тут же приписал им "несклонность" к насилию, пока никак на официальном уровне не отреагировал на это изменение.
В Марокко проявилась еще одна особенность реакции третьего (а, возможно, и первого!) уровня. В связи с присоединением королевства к антитеррористической коалиции впервые за многие годы был поставлен под сомнение авторитет монарха как духовного лидера марокканцев. Примечательно, что в роли диссидентов выступила группа улемов, которые, на первый взгляд, никогда не бедствовали, находясь на содержании у махзена (традиционная правящая элита).
После 11 сентября 2001г.намного сдержаннее в выражениях стали марокканские исламисты из организаций, разрешенных (Партия справедливости и развития), либо терпимых властями (Аль-Адль ва-ль-Ихсан). Подобная сдержанность в выражениях и действиях неудивительна, если вспомнить, что осенью 2002 года в Марокко должны пройти парламентские выборы. Неэффективность действий двух центров власти в лице левоцентристского правительства во главе с социалистом Абдеррахманом Юсуфи и традиционного махзена, постоянно растущая нищета, безработица, финансовые скандалы и коррупция дают все основания исламистам рассчитывать на значительное развитие успеха, достигнутого в ходе предыдущих выборов 1997 года. Тогда исламисты из ПСР впервые получили возможность баллотироваться на выборах. Девять из них добились победы в своих округах. В ряде мест они оказались вторыми. После довыборов по ряду округов исламисты впервые в истории Марокко получили даже возможность сформировать собственную парламентскую группу в Палате представителей (нижняя палата марокканского парламента). Похоже, именно открывающиеся перспективы через парламентские выборы войти во власть и вынудили основные организации марокканских исламистов попридержать эмоции. Пока.
В Алжире события 11 сентября подвигли слои, зараженные исламистской идеологией, к двуединой реакции. С одной стороны, произошло определенное снижение уровня насилия. Но это случилось не столько из-за активизации антитеррористической борьбы алжирских силовых структур, сколько благодаря политике национального согласия А.Бутефлики. Она позволила исламистам возродить надежды прийти к власти мирным путем. Насколько эти надежды имеют под собой реальную почву - станет ясно уже очень скоро, а именно - 30 мая, когда в Алжире состоятся парламентские выборы. С другой стороны - исламисты выступили в роли объединителей всех национал-консервативных сил, которые узрели для себя новую опаснось в лице быстро поднимающегося национального самосознания алжирских берберов. Примечательно, что и в этом противостоянии отразилась борьба двух основных сил за влияние в Алжире - американцев и французов соответственно. Первые традиционно делали ставку в Алжире на исламистов, которых они считали "умеренными". Вторые исторически разыгрывали "кабильскую карту" (Кабилия - регион компактного проживания берберов к востоку от Алжира. - Прим.авт.).
В целом, события в регионе Северной Африки после 11 сентября 2001 г.подтвердили, что США взяли курс на установление нового мирового порядка путем насильственной глобализации, что повышает в ближайшей перспективе непредсказуемость и опасность для других стран мира политики Вашингтона. При реализации этого курса Соединенные Штаты прподолжают активно разыгрывать "исламистскую" карту, несмотря на то, что трагедия 11 сентября наглядно показала опасность подобной игры для самих американцев. Двойственностью по отношению к борьбе с терроризмом характеризуется политика и ряда других ведущих государств мира, и прежде всего - Великобиртании и Германии. Подобная ситуация негативно отражается на внутренней обстановке в странах региона. В ряде из них создаются условия для прихода к власти исламистов парламентским путем. Угроза подобного развития событий может в свою очередь подтолкнуть правящие режимы к самым непредсказуемым решениям, чреватым резким обострением обстановки в регионе.
Уже в ближайшее время зона Магриба может быть объявлена зоной жизненно важных американских интересов, что сразу сведет на нет предпринимавшиеся за последнее время усилия по "возвращению" России в Алжир.
Настала пора внимательно изучить деятельность т.н. исламских университетов в странах Магриба на предмет - "терпимому" ли исламу они обучают своих многочисленных студентов (в том числе и из России), в чем они сами всегда пытаются убедить своих светских оппонентов.

 Семинары | "Исламизм после 11 сентября 2001 г. и начала глобальной антитеррористической операции" | Доклады | Сергеев Михаил Степанович

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх