В.Г.Мухин профессор Академии военных
наук, кандидат философских наук, военный обозреватель 'Независимой
газеты', полковник запаса
БОРЬБА С ИСЛАМИЗМОМ И "ТОТАЛИТАРНЫМИ"
РЕЖИМАМИ
КАК СПОСОБ ДЕЙСТВИЙ США ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ГОСПОДСТВА
В СНГ И ДРУГИХ РЕГИОНАХ МИРА
1.Идея борьбы США с терроризмом, как главная предпосылка
изменение геополитической ситуации в Центральной Азии и Закавказье.
Постсоветские государства Центральной Азии (ЦА) имея 10-летний
опыт собственного развития испытывали и испытывают давление
со стороны религиозных экстремистких организаций. При этом
наиболее дестабилизирующее значение на развитие государственности
оказывало в 1992 - 1998 гг. Объединненная таджикская оппозиция
(ОТО) в Таджикистане, в 1999-2001 гг. - Исламское движение
Узбекистана (ИДУ). При этом и ИДУ и ОТО в первую очередь ставили
и ставят политические цели.
Между тем нельзя не признать тот факт, что на сегодняшний
день межэтнические и социальные противоречия в странах ЦА
превалируют над противоречиями религиозными. Победы над Исламским
движением Талибан (ИДТ) уменьшили угрозу победы в Таджикистане
и Узбекистане исламских радикальных режимов и руководству
этих странах нет прямых угроз со стороны ОТО и ИДУ.
После разгорома ИДТ угрозы возникновения исламизма в странах
ЦА снизошли почти на нет. Между тем под флагом борьбы с этим
злом в государство ЦА прорвались США и другие страны НАТО.
Создав свои военные базы в Ханабаде (Узбекистан) и Бишкеке
(Киргизия) они фактически изменили геполитическую ситуацию
в регионе в свою пользу. Влияние России здесь во многом упало.
Заявления руководителей США, что их базы в ЦА развернуты только
на время можно воспринимать с известной долей скептицизма.
Аналогичная сситуация складывается в Закавказье, где под флагом
борьбы с террористами в Панкисском ущелье Грузии США также
хотят установить свое влияние.
2.Военно-экономические аспекты антитеррористической операции
в Афганистане.
И в ЦА и в Закавказье нельзя не увидеть военно-экономические
мотивы деятельности США. Военные базы Пентагон расположил
в Афганистане в местах, по которым можно будет в будущем тянуть
газопроводы и линии электропередач из государств ЦА в Пакистан.
Основные военные базы США находятся в Мазари-Шарифе и Кандагаре,
то есть на Севере и Юге страны, где хорошо развита транспортная
инфраструктура, и что немаловажно - где есть поддержка местного
населения. В Мазари-Шарифе имеется поддержка узбекского генерала
Дустума, в Кандагаре - пуштунских племен. Кандагар находится
в 120 километрах от железной дороги, ведущей к портам Аравийского
моря. Именно эти два города могут стать основными транспортными
узлами, через которые после установления мирной жизни в Афганистане
воможно строительство нефте и газо-трубопроводов.
Основная экономическая борьба в ЦА развертывается сейчас за
то, чтобы иметь доступ к поиску, добыче и транспортировке
углеводородов с территорий Туркменистана и Узбекистана. Ашахабад
в настоящее время ведет переговоры с иностранными инвесторами
относительно их участия в разведке и освоении 15 перспективных
на нефть и газ территорий. Их перечень, а также порядок лицензирования
утвердил своим постановлением президент страны Сапармурат
Ниязов. В течение двух лет в Туркменистане будет реализована
программа развития геофизических работ общей стоимостью более
92 млн. долл. США.
На сегодняшний день в Узбекистане создано 537 предприятий
с участием инвестиций иностранных государств Европы. Из них
- около трети со 100-процентным европейским капиталом. России
здесь принадлежит не первое место. Однако, объективная зависимость
от Российского капитала у Ташкента имеется. Это связано с
тем, что бизнесом в Узбекистане занисается достаточно большое
количество (не менее 20 %) этнических славян, а также тем,
что за геодезические разработки российские фирмы берут меньше,
чем аналогичные западные. Плюс российские геологи хорошо знают
местность ЦА, где многие из них работали до распада СССР.
Вот почему именно нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" совместно
с компанией "Итера" выиграли недавно конкурс по
разработке трех газовых месторождений в Узбекистане. Подписанное
ими с Ташкентом Соглашение о разработке и долевом разделе
продукции на месторождениях Бухаро-Хивинского и Гиссарского
нефтегазовых регионах, а также о проведении геолого-разведочных
работ в Узбекистане предусматривает не только доступ компаний
в газовую трубу Узбекистана, но и вопросы их транспортировки,
в том числе и возможно в южном направлении.
Обращает на себя внимание, что после начала войны против талибов
активизировались переговоры по урегулированию статуса Каспия,
откуда возможно и пойдет главный трубопровод через Афганистан
к Аравийскому морю. Этот трубопровод в будет почти в два раза
дешевле, чем трубопровод проложенный по маршруту Баку - Тбилиси
- Джейхан.
3. Роль новых военных баз Пентагона в ЦА и Закавказье. Их
место в осуществлении программ глобальной противоракетной
обороны США.
Операцию по обезвреживанию чеченских боевиков в Панкийском
ущелье будут производить грузинские войска под руководством
американских "командос". Между тем на роосийско-грузинских
переговорах по поводу судьбы российских военных баз в Батуми
и Ахалкалаки Тбилиси по-прежнему настаивает на скорейшем выводе
( в 3-х летний срок) российских воинских контингентов, а также
вооружений и военной техники из этого региона.
При этом с помощью Турции и США Грузия оборудует на своей
территории новые базы и аэродромы, ориентированные под стандарты
НАТО. Тратя на оборону всего около 1% от валового внутреннего
продукта, Тбилиси по сути осуществляет военное строительство
за счет спонсорской поддержки стран НАТО и США. Побывав в
середине декабря прошлого года в Тбилиси, министр обороны
США Дональд Рамсфелд пообещал Грузии "углубленную"
военно-техническую помощь. Одним из таких шагов в этом направлении
послужил контракт на безвозмездную передачу Пентагоном грузинским
ВВС 10 военно-транспортных вертолетов "Ирокез".
Стоимость сделки оценивается в 15 миллионов долларов. В эту
сумму входят стоимость самих машин и затраты на обучение в
США 34 грузинских пилотов и механиков. Эти винтокрылые машины
способны на первых порах обеспечивать защиту воздушных рубежей
Грузии. Вертолеты могут быть оснащенв крупнокалиберными пулеметами,
а также ракетами "воздух-воздух" и "воздух-земля"
( максимальная скорость вертолетов - 190 км/ч. Практический
потолок - 3840 м. Дальность полета - 630 км. Взлетный вес
- 4309 кг).
Кроме этого США выделили 54 млн. долларов на оборудование
11 мотопехотной бригады Грузии, которая будет дислоцироваться
в бывшей российской военной базе в Вазиани. А также Турция
подготовила под стандарты НАТО в Грузии военный аэродром в
Марнеули. Он может принимать любые типы самолетов, в том числе
истребительную авиацию и тяжелые бомбардировщики. С вводом
этого объекта открывается прямая возможность для размещения
военных баз НАТО в Закавказье.
Как сообщают военные российские источники, аэродром в Марнеули
может быть связан с планами США по созданию своей национальной
ПРО. Он может быть использован как "площадка" подскока
систем развертывания противоракетного лазерного оружия воздушного
базирования. Такое оружие уже создано. В частности, Пентагоном
и ОПК США успешно завершены лабораторные испытания системы
наведения и ориентации лазерного луча на цель (достигнута
необходимая мощность его излучения, осуществлена соответствующая
доработка носителя) с самолета "Боинг-747". По планам
ВВС США в будущем предполагается создание авиационной эскадрильи,
состоящей из 7 самолетов, оснащенных комплексами лазерного
оружия, способными уничтожать баллистические ракеты на активном
(разгонном) участке траектории их полета на дальностях до
300-500 км. Самолеты этой эскадрильи плванируется разместить
на аэродромах вблизи стран, откуда может быть, якобы, осуществлен
"ракетный терроризм". В частности "Боинги-747"
могут быть размещены в Турции, а также, возможно, и в Грузии.
Это дало бы возможность Пентагону контролировать территорию
Ирана, Ирака и Сирии - государств, которых США причисляют
к "странам-изгоям". Между тем гипотетическому контролю
с территории Закавказья могут быть подвержены и стратегические
ядерные силы ВС РФ.
С таким же успехом "Боинги-747" с лазерным оружием
могут быть размещены на аэродромах стран СНГ в Центральной
Азии ( в Бишкеке, Ханабаде), и даже в Афганистане (Мазари-Шарифе),
и возможно - в Казахстане. С этих мест путем авиадежурства
можно контролировать территорию Ирана, Пакистана, отчасти
Китая и Индии, а также опять же территорию РФ.
Российские специалисты сейчас недоумевают, почему Узбекистан
"затормозил" развитие военно-технического сотрудничества
с Москвой. Нет ясности по вопросам совместного производства
военно-транспортного самолета Ил-76 МФ, неясно, почему подписав
контракты на ремонт ЗРК С-200 и С-125, Ташкент так не отправил
до сих пор их в Россию. Такие факты наблюдатели связывают
с состоявшимся на днях визитом Ислама Каримова в Вашингтон.
Источники в Ташкенте не исключают, что США и Узбекистан подписали
крупномасштабный секретный договор о военно-техническом и
военно-политическом партнерстве. Узбекистану на выгодных условиях
могут быть предложены контракты по перевооружению армии под
стандарты НАТО, в том числе по поставкам в эту страну вместо
С-200 и С-125 американских ЗРК "Петриот", возможно,
в Ташкенте будет налажена сборка или досборка американских
военных самолетов. В обмен на это и другие инвестиционные
проекты Ташкент должен согласиться на формирование на долгосрочной
основе базы ВВС США в Ханабаде.
Понравится ли такое обстоятельство России, сказать трудно.
Хотя очевидно, что она теряет свое геополитическое влияние
в Закавказье. И, видимо, не только там. Накануне празднования
9-летия образования таджикской армии официальный Душанбе и
руководители НАТО подписали в Брюсселе соглашение о присоединении
Таджикистана к программе Североатлантического альянса "Партнерство
во имя мира"(ПМР). Событие это во-многом неардинанарное,
поскольку до недавнего времени именно Таджикистан вместе с
Белоруссией занимал, мягко говоря, настороженную позицию по
отношению к НАТО и в основном контактировал по военно-политическим
вопросам с Россией, Китаем и Ираном. Военные эксперты по-разному
оценивают шаги Душанбе, связанные с его появившимся желанием
участвовать в натовских программах. С одной стороны они объясняют
это его намерением расширять сотрудничество в сфере ликвидации
чрезвычайных ситуаций, проведения военной реформы и охраны
окружающей среды. Ведь деньги на эти мероприятия, как правило,
дают представители альянса. А вкус к американским деньгам,
скажем, за участие в контртеррористической операции против
талибов, представители официального Душанбе уже почувствовали.
С другой стороны таджикские руководители за 10 лет ориентации
на Москву также почувствовали, что реальных денег для возрождения
экономики Россия дать не может (или не хочет, или не видит
в этом необходимости). В 2001 году даже произошло снижение
стоимости взаимоторговли с РФ. Участие же в ПМР дает Душанбе
возможность экономить средства на оборону, сближаться с Западом
и находить там партнеров, которые бы инвестировали средства
в развитие страны. Короче, если отбросить все идеологические
догмы и смотреть на причины открывшихся связей Таджикистана
с НАТО, то наглядно виден материальный интерес официального
Душанбе в этом процессе.
Скажем за присутствие самолетов НАТО в Таджикистане власти
страны получают реальные деньги. Российские же военно-транспортные
самолеты взлетают в Душанбе взлетают с таджикских аэродромов
за другую, значительно меньшую плату. Местные власти уже выказывали
этим свое неудовольствие российским военным. В декабре 2001
года поползли слухи, что Таджикистан потребовал от России
арендной платы за пребывание 201 мсд в стране. Между тем,
по подписанному в 1999 году договору о статусе российской
военной базы в Таджикистане ее инфрасттруктура должна функционировать
на безвозмездной основе. "Они нам должны столько, что
компенсация за функционирование 201 мсд - это копейки",
- так прокомментировал ситуацию бывший начальник Главного
управления международного военного сотрудничества МО РФ генерал-полковник
Леонид Ивашов, участвовавший в подготовке практически всех
военных договоров с Таджкистаном.
Между тем дыма без огня не бывает. Таджики пока не требуют
денег за функционирование российской военной базы, однако
предложили отвести ее воинские части из центра своей столицы,
оголив таким образом штаб 201 мсд. И этот процесс уже начался.
Как сообщили информированные источники в Минобороны РФ, командование
дислоцированной в Таджикистане 201-й мотострелковой российской
дивизии начало поэтапное освобождение расположенного в центре
Душанбе военного городка и дислоцированных в нем воинских
частей. Данные действия соединение предпринимает по требованию
таджикских властей, которые намерены построить на высвобождаемой
территории архитектурно-исторический комплекс, а также итальянский
торговый павильон.
Российские представители отмечают, что военный городок 201
мсд лишь отчасти "мешал" строительству городских
объектов в Душанбе, однако власти таджикской столицы потребовали
от командования дивизии освободить территорию военного городка
полностью. По данному поводу в декабре прошлого года во время
своего визита в Душанбе вел переговоры с руководством страны
министр обороны Сергей Иванов. Решили тогда "не пороть
горячку" и вести переговоры. Однако переговоры ничем
не закончились. Таджикская сторона настояла на своем, и теперь
201 мсд сокращает свои объекты недвижимости, расположенные
в Душанбе. "Воинские части, конечно, не выводятся в чистое
поле, однако, их переводят из центра города в гарнизоны расположенные
на краю таджикской столицы. А здесь и так много других частей
и подразделений. Идет уплотнение войск. В казармах кровати
уже стоят в два яруса". - сетуют военные. При этом они
отмечают, что отселение российских подразделений происходит
на фоне радушного приема, который устроили таджикские власти
американским войскам. Сейчас в Душанбе в районе городского
аэропорта расположились авиационные подразделения США, обслуживаюшие
принадлежащих Пентагону 8 военно-транспортных самолета С-130.
Таким образом Таджикистан начал контакты с США и НАТО. При
этом он пока остается "действующим штыком" Договора
о коллективной безопасности и стратегическим союзником России
в Центральной Азии. В причинах сближения Таджикистана с Западом
многие наблюдатели усматривают "недоработки Москвы".
Россия так и не сумела построить грамотные отношения с Душанбе
и другими странами Центральной Азии и также теряет свое влияние
в регионе.
4. Роль и место России в СНГ в связи с изменением геполитической
обстановки на постсоветском пространстве.
Позиции Москвы значительно ослабли в СНГ после начала антитеррористической
кампании США в Афганистане. Она уже объективно не может играть
доминирующую роль в Содружестве. Исправить в какой-то степени
положение сможет ее более активная внешняя политика, обретение
новых связей и контактов с реальными союзниками (Ираном, Китаем,
Индией), а также поддержание с США паритета по стратегическим
наступательным вооружениям. Важной составляющей может стать
ее более активная экономическая деятельность на постсоветском
пространстве, в том числе ее участие в экономических проектах
по разработке и транспортировке углеводородов из ЦА и Закавказья
по новым маршрутам.