Уважаемый г-н Бушуев! Посылаю Вам несколько
сумбурные тезисы к семинару. Если понадобится техническое редактирование
или сокращение - пожалуйста. Надеюсь, Вы поставите меня в известность
о времени и месте проведения семинара.
С уважением Александр Искандарян
Если говорить как минимум о кавказском регионе, то факторы,
приводящие к широкому использованию ислама в политике неоднородны.
В их число входит и вполне естетвенная реисламизация, или точнее,
"доисламизация" Северного Кавказа, и социально-демографические
причины, использование ислама в качестве политической идеологии
в целях этнической (этнокультурной) мобилизации, вообще необходимость
в мобилизационной идеологии как таковой. Вторая группа причин
связана непосредственно с чеческой войной (войнами), рождающей
социально культурные механизмы адаптации к герилье, в том числе
и идеологические. Естественно результатом этих процессов является
заимствование и продуцирование довольно примитивных, конфронтационных
форм радикальной политической "исламистской" идеологии,
к собственно исламу как религии имеющей мало отношения. Более
того, представляется, что восприятие ислама или последователей
какого либо течения в исламе как политической партии, явление
принципиально неисламское, а скорее западное, во всяком случае
модернистское. При всей спорности этого утверждения, на Северном
Кавказе скорее "тарикатисты" являются приверженцами
традиции, чем "неоисламисты". Последние несомненно
представляюют собой модернистское
течение, как минимум в контексте самого Кавказа.
Однако кроме эндогенных, существуют и экзогенные причины явления.
Кавказ становится полноценной частью исламского мира с характерными
для него проблемами, одной из которых является транснациональный
характер радикализма исламистского толка. Причем он транснационален
не только идеологически, но и структурная, финансово, и даже
в смысле людского потенциала. Конечно пользуясь внутренними
причинами, международные центры имеют возможность интегрировать
Северный Кавказ в то сообщество, которое уже сложилось в странах
исламского мира. А это приводит, в свою очередь и к некоторым
идеологическим сдвигам, осложняющим и так непростую ситуацию
в таком сложном регионе, каковым является Северный Кавказ.