Евгений Кожокин директор
Российского института стратегических исследований, доктор исторических
наук
Политическая культура и трансформация государственных
институтов на постсоветском пространстве.
В СССР существовала унифицированная структура управления с
четкой системой межведомственного согласования при выработке
решений. Сами решения принимались в Политбюро и ЦК КПСС. Механизм
восхождения в эти высшие органы политической власти базировался
на принципе личной преданности, на бюрократической интриге
и представительстве интересов субъективно важнейших союзных
республик и регионов. Но в 70- первой половине 80 гг. политические
и управленческие решения принимались медленно, с большими
прволочками, увязали в согласованиях. Почти хроническая в
те годы пониженная дееспособность первого лица (за больным
Брежневым последовал больной Андропов и больной Черненко)
парализовывала работу аппарата. В итоге страна пробуксовывала.
Жесткая иерархичность политической и государственной системы
обеспечивала социальную стабильность, не позволяла выйти наружу
застарелым этно-национальным конфликтам, но правящий класс
СССР, существуя в условиях заниженной конкурентности, привыкнув
к устойчивым правилам игры, укоренившейся корпоративности,
все более не просто терял необходимый динамизм, он провинциализировался.
Наметился разрыв между статусом, и главное проблемами мировой
сверхдержавы и интеллектуальным потенциалом ее правящего класса.
Советская номенклатура 70- 80 гг. ХХ в. утратила психологические
и нравственные особенности и большевиков 20-30гг., и военного
поколения 40-50-х.
Советское общество в предперестроечный период характеризовалось
глубокой раздвоенностью: вся политическая жизнь и осмысление
политических и экономических реалий настоящего должны были
осуществляться в соответствии с четко заданными идеологическими
канонами, быт общества, включая его культурные запросы, был
не только вне идеологии, в значительной степени он противостоял
ее догматам.Глубоко укоренившаяся потребительская ориентация
общества усугублялась отсутсвием нормального интеллектуального
анализа действительности, задавленностью новых духовных исканий.
Революция потребителей, неосторожно запущенная Горбачевым,
имела в качестве своего компонента смутное стремление советской
интеллигенции к более эффективному и справедливому управлению.
Но к созданию нового политического и административного режима
общество не было подготовлено. Революции не предшествовала
эпоха Просвещения. Интеллектуальная работа, которая шла в
диссидентских кругах имела либо сугубо протестный характер,
либо явно страдала утопизмом. Для профессионального осмысления
путей переустройства советского общества условия так и не
сложились. События опережали рефлексию. Впрочем, к немногочисленным
голосам рефлексирующих прислушиваться ни народ, ни стремительно
обновлявшийся правящий класс не хотели. Ненадолго ставшие
властителями дум 'прорабы перестройки' решали почти исключительно
лишь проблему быстрого и полного слома прежней государственно-хозяйственной
организации.
Собственно реформу системы хотел осуществить Горбачев с небольшой
группой единомышленников. Но им не удалось справиться с невероятным
грузом проблем, обрушившихся на них.
КПСС противопоставили советы и благодаря свободным выборам
наделили их обновленной легитимностью и реальной властью.
Интеллектуально обескровленная компартия оказывала вялое сопротивление
родившимся в 1989-1990гг. демократическим советам.
Далее М.С.Горбачев быстро превратился в первую жертву начатого
им же демонтажа партийной власти. Верхушечная комбинация с
созданием поста союного президента не внесла ничего принципиально
нового в динамику распада союзного государства. Деградация
партийно-государственной системы приводила к освобождению
пространства для деятельности сил, ориентированных либо на
быстрое обогащение, либо на захват власти под национал-демократическими
лозунгами.
Развал СССР не явился следствием национально-освободительной
борьбы, то был продукт кумулятивного эффекта структурного
экономического кризиса, наложившегося на долговременную больную
эволюцию советской бюрократической системы.
Крах 1991года и гайдаровская реформа 1992 явили собой победу
запоздавшей на семьдесят лет контрреволюции. Об опасности
такого рода бессодержательной контрреволюции писал еще в 30гг.
ХХ века великий руcсский философ Николай Бердяев в книге "Истоки
и смысл русского коммунизма". Являясь бескомпромиссным
противником большевизма, он в то же время считал:"Внезапное
падение советской власти, без существования организованной
силы, которая способна была бы прийти к власти не для контрреволюции,
а для творческого развития, исходящего из социальных результатов
революции, представляла бы даже опасность для России и грозила
бы анархией". (Н.А.Бердяев.Истоки и смысл русского коммунизма.
М., 1990 с.120)
Апогей анархо-демократии на пост-советском пространстве приходится
на 1991-1993 гг. Обретя в горбачевский период реальную власть
и легитимность, Верховные Советы претендовали на нечто большее,
чем законодательные полномочия и одновременно вели бои с президентами,
добивавшимися установления жесткого контроля над всей государственной
машиной. Борьба Верховного Совета Российской Федерации под
руководством Р.И.Хасбулатова против Ельцина и ее трагический
финал хорошо известны. Долгое противостояние Верховной рады
Украины президентской власти не завершено и по сегодняшний
день. Характерно, что инициатор последнего политического скандала
лидер Соцпартии А.Мороз предлагает значительно сократить объем
полномочий президента. Свою фазу конфронтации Верхвоного совета
и президента А.Лукашенко прошла и Белоруссия. При этом подобно
российскому Съезду народных депутатов Верховный Совет Белоруссии
последовательно урезал полномочия президента (См. Белоруссия:
путь к новым горизонтам. М., 1996 с.354-355, 363) Антипрезидентские
демарши разных масштабов прошли в Узбекистане (См.Узбекистан:обретение
нового облика. М., 1998. Т.1 с.238) и Казахстане. За исключением
Украины и Молдовы во всех странах СНГ новоявленные парламенты
потерпели поражение. Восточно-авторитарные системы утвердились
в Туркменистане и Узбекистане. Несколько более мягкие режимы,
с реально действующей, но бессильной оппозицией были установлены
в Азербайджане, Казахстане и Белоруссии.
Россия в 90гг. не определяла тип политического развития других
стран СНГ, тем не менее векторная направленность движения,
конституционные параметры, политические институты во многих
пост-советских странах формировались не без российского идейного
влияния.
Специфические способы борьбы при переходе от анархо-демократии
к авторитарной демократии, использовавшиеся в России, были
взяты на вооружение многими лидерами стран СНГ. Наиболее очевидный
пример - использование референдумов для укрепления режимов
личной власти.Вслед за российским 1993 года, который подводил
к смене конституционного устройства страны во второй половине
того же года, прошли референдумы в Туркменистане, Узбекистане,
Казахстане. Референдум как инструмент упрочения исполнительной
власти был использован в 2000 г. и президентом Украины.В Центральной
Азии референдумы обеспечили продление полномочий президентов
на несколько лет. (Мартовский референдум 1995 г. в Узбекистане
обеспечил продление полномомочий действовавшего президента
до 2000г) Совершенно однозначно населению было объяснено,
что период 'игры в демократию' закончен. Наступила пора стабилизации
власти.
Успех на референдуме обеспечивал легитимность действиям исполнительной
власти, некоторые из пост-советских президентов не ограничивались
этим и стремились подкрепить свои позиции созданием представительного
органа в противовес фрондировавшему парламенту.
.Вслед за Ельциным, использовавшим в борьбе с Верховным советом
неконституционный орган Конституционное совещание, в котором
принимали участие представители различных политических и общественных
организаций, местного самоуправления, государственных институтов,
по этому же пути пошли президенты Казахстана и Белоруссии.
Н.А.Назарбаев опирался на созванную им Ассамблею народов Казахстана
(См. Казахстан: реалии и перспективы независимого развития.
М., 1995 с.225-226), А.Г.Лукашенко в противовес Верховному
совету созывал Всебелорусское народное собрание, его делегаты
представляли различные социальные и профессиональные группы
населения, избирались они прежде всего, как выразился А.Г.
Лукашенко, в трудовых и иных коллективах.(См. Только народ
вправе решать свою судьбу. Материалы Всебелорусского народного
собрания 19 -20 октября 1996 г. Минск, 1996 )
Но ни в Казахстане, ни в Белоруссии президенты не стали превращать
временный орган корпоративного представительства в нечто постоянно
действующее.
Оригинальный путь совмещения избранного на основе всеобщего
избирательного права парламента и корпоративного представительства
предложил Туркмен-баши. Для закрепления единства в среде господствующего
класса в Туркменистане был создан уникальный орган - Халк
Маслахаты - Народный совет. Как сказано в Конституции Туркменистана,
он является Высшим представительным органом власти народа.
В состав Халк Маслахаты входят Президент Республики, председатель
Верховного суда, Генеральный прокурор, председатель Высшего
хозяйственного суда , члены правительства, главы администраций
областей, мэры городов и поселков, депутаты парламента и специально
избранные народные представители по одному от каждого района.
(См. Куртов А.А. Туркменистан: особенности развития политического
процесса. - . Новая Евразия: отношения России со странами
Ближнего Зарубежья. Сборник статей. N.4 М., 1995 ) .
С.Ниязов творчески завершил ту интенцию, что присутствовала
в идее создания Съезда народных депутатов СССР.
Н еизбежная инерционность политической культуры просматривается
в странах СНГ и в столь значимом феномене как наличие двух
центров в рамках системы исполнительной власти пост-советских
государств. Почти во всех из них (самое очевидное исключение
Молдавия, страны Балтии в данной статье не рассматриваются)
значительными властными полномочиями располагают администрации
президентов, которые нередко осуществляют контрольные функции
по отношению к правительству. В то же время, не являясь конституционными
органами, они отличаются по сравнению с правительствами гораздо
меньшей транспарентностью. Парадигматическое происхождение
мощных администраций очевидно. Воспроизводится схема управления
характерная для СССР - наряду с правительством и над ним действует
ЦК КПСС. Администрации президента лишь помогают президенту
отправлять его функции. Формально они ни за что не отвечают,
а реально именно в их руках кадровая политика, контроль над
правительством и региональными властями, нередко и хозяйственное
обеспечение функционирования правительства и парламента. В
России эта очевидность парадигматической связи доведена до
столь зрительной формы , что администрация президента располагается
в тех же зданиях на Старой площади, что и в свое время ЦК
КПСС.
Администрациям президентов и все чаще стоящим за ними ближайшим
родственникам президентов (семьям) для сохранения и отправления
власти были нужны финансовые ресурсы в таком объеме, в каком
госбюджет их обеспечить не мог. Подчас мешала и излишняя прозрачность
бюджета, утвреждаемого парламентами. В итоге появились особо
приближенные финансовые структуры. Символом и наиболее ярким
воплощением таких структур в начале 90-х гг. стал Б.Бирштейн.
О его аферах и бизнесе в Киргизии, Молдавии, на Украине ходили
легенды. Во второй половине 90-х могущество, казалось бы незаменимого
Б.А.Березовского на просторах СНГ и особенно России достигло
впечатляющих масштабов. Превращение придворных финансистов
в олигархов, в мощные политические фигуры - явление, характерное
для большинства стран СНГ. Только в менее демократических
странах политическое восхождение оказывается не столь медиатизированным
как путь Березовского и его 'кузены' предпочитают оставаться
в тени. Придворные финансисты становятся публичными фигурами
в тех странах, где сама публичность имеет определенный прагматический
смысл. К таким странам относятся в первую очередь Россия и
Украина. На Украине почти все руководители крупных финансовых
групп являются депутатами Верховной Рады, а местные олигархи
фактически возглавляют политические образования., как Ю.Тимошенко,
Медведчук, А.Деркач.
Если на пространстве СНГ не произойдет катаклизмов типа краха
одного или даже нескольких среднеазиатских государств и возникновения
на обломках режима в духе движения талибан, у пост-советской
политической культуры со всеми ее подвидами и модификациями
есть будущее. Только необходимо осознать и осмыслить ее параметры
и характерные черты, а не повторять пошлую глупость о том,
что в странах СНГ нет политической культуры.