Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/s_docl_koinrus6.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:02:03 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Семинары | "Исламизм после 11 сентября 2001 г. и начала глобальной антитеррористической операции" | Доклады | Коэн Ариэль

ЗА ДЕМОКРАТИЮ И СВОБОДУ: ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА
ПРОТИВ ИСЛАМСКОГО ТЕРРОРИЗМА

д-р Ариеэль Коэн
научный сотрудник Института Дэвиса
по международным исследованиям, Фонд Наследие
.


Впервые после окончания 'холодной войны', Россия и США оказались перед лицом новой войны идей, идеологической войны, но в этот раз не друг против друга. Это война против тех, кто хочет уничтожить и российское, и американское общество и их основополагающие ценности. Это та войны, которую, обе страны не могут позволить себе проиграть.
Терроризм имеет глубокие корни в исторических и современных радикальных, а, точнее, тоталитарных интерпретациях ислама, тех, которые порождают Аль Каиду и другие исламские террористические организации. Такие светские режимы как Ирак, Сирия и Ливия, тоже создают террористические организации и используют их для реализации своих политических целей. Тоталитарные идеологии терроризма, как религиозного, так и светского характера - должны быть дискредитированы и, в конце концов, уничтожены.
Борьба за умы и души это не краткосрочная кампания, а растянутый во времени конфликт, который может занять годы, десятилетия, а, возможно, вовлечь и следующие поколения. Такая борьбы должна вестись в соответствии со всеобъемлющей и единой стратегией публичных дипломатических действий и секретных операций. Это должно быть нечто подобное, что пытались делать США в течение полувека, с самого начала 'холодной войны'. Эта кампания, разворачивающаяся в информационном и медиа поле, направлена не против какого-то государства или союза государств, но против широкого спектра радикальных организаций и поддерживающих их правительств.
Характер противника, спектр угроз, и обстановка, в которой ведется эта идеологическая война, предполагает, как открытые, когда возможно, так и секретные, когда необходимо, акции. Аль Каида и другие террористические организации действуют скрытно. Также работают и те, кто финансирует промывку мозгов радикальными исламскими идеями под маской религиозного 'образования'. В большинстве случаев иностранцам запрещено посещать религиозные семинары в Пакистане, в странах Персидского залива, то есть там, куда требуется проникновение агентуры. Впрочем и такие режимы, как Иран, Ирак, Ливия и Сирия не "приветствуют" работу сотрудников американской внешней разведки под дипломатически прикрытием. Из этого следует вывод, что механизм политических операций ЦРУ требует перестройки.
Ключом к победе в идеологической борьбе может стать четкое политическое руководство и последовательность действий со стороны Президента и Белого дома, равно как и со стороны американских граждан. Главное оружие США в этой идеологической войне должна стать, правда - правда, об исламских обществах, их правителях и террористических лидерах. Правда должна распространяться, как по открытым каналом, так и скрытно, когда это необходимо, но в любом случае идеи личной свободы и уважения к жизни других людей, честность и собственность должны оставаться центральным элементом этой стратеги. Если Россия хочет присоединиться к этой борьбе ее участие должно приветствоваться.
Концепцию идеологической войны не следует путать с психологической войной, которая является прикладным, тактическим инструментом подрыва морального и боевого духа врага. Первые попытки включиться в борьбу за умы и души, такие как инициативы Госдепа связанные со СМИ, недолго просуществовавшее Управление стратегического влияния Пентагона и медленно рождающаяся Ближневосточная вещательная сеть, показывают как трудно нарастить массированный потенциал публичной дипломатии на руинах 'холодной войны'. Эти усилия требуют упорства и реализма: менять человеческое мышление трудно.
Идеологическая борьба требует развития и мобилизации знаний регионоведческого и лингвистического характера, долгосрочного подключения ресурсов и выдержки. В этой борьбе важно иметь понимание целевой аудитории, втягивать ее в эту борьбу, включая женщин, молодежь, бизнес сообщество, творческую и научную интеллигенцию и этнические меньшинства в исламском мире.
В конкретном плане, Вашингтон, Москва и их союзники, как представляется, должны осуществлять следующие мероприятия:

  • Инициировать дипломатические акции против поддерживаемого государством подстрекательства к насилию под флагом джихада, что широко распространено в мечетях, в образовательной системе, в исламских СМИ. Эта кампания должна быть инициирована Белым домом и возможно старт ей следует дать специальным обращением президента или включением этих положений в какое-либо другое важное президентское послание по внешней политике.
  • Развивать потенциал секретных политических операций ЦРУ (Оперативное управление), не просто против террористических групп и ячеек, а против движений, которые порождают эти группы и режимов, которые поддерживают их.
  • Находить и мобилизовывать таланты для новой идеологической войны, используя способности и знания представителей исламского мира, проживающих в России, США, и Западной Европе. Эта война должна вестись, прежде всего, за мусульман и руками мусульман.
  • Осуществлять подготовку руководителей и экспертов для руководства открытыми информационными операциями ("активными мероприятиями") и для эффективной работы с местным, исламским персоналом. Наиболее эффективные операции и времен 'холодной войны', такие как Радио Свобода, и современные операции в развивающихся странах демонстрируют, что смешанные команды из 'западников' и местного населения оказываются высокоэффективными в осуществлении проектов и сглаживании межкультурных противоречий.
  • Пересмотреть и реформировать систему финансирования программ ближневосточных исследований. В настоящее время академическое сообщество, фактически, не является интеллектуальным ресурсом способным ответить на вызовы идеологической войны. Вместо этого политически отмобилизованные сторонники и попутчики исламских режимов из академического сообщества, которые часто претендуют на роль экспертов, противодействуют нынешней политике Администрации США в мусульманском мире.
  • Расширять внутри- и межконфессиональный диалог. Это необходимо для инициирования и поощрения дебатов внутри ислама, с упором на разрушительное влияние террора, его поощрения и укрывательства для внешней и внутренней политики исламских государств.
  • Развивать Ближневосточную вещательную сеть, как альтернативное и оппозиционное вещание, подобное Радио Свобода. Начать рассмотрение вопроса о спутниковом телевизионном канале.
  • Расширить публикацию книг, журналов и газет, продвигающих идеи оппозиционные радикальному исламу и правдиво информирующие о США и Западе, включая Россию. Ближневосточной регион остается наименее охваченным вещательной сетью регионом мира. Таким образом, население вынуждено прибегать прежде всего к печатным изданиям. Отдел публичной дипломатии Госдепа США должен возобновить программу перевода книг, ранее осуществлявшуюся ЮСИА.
  • Проанализировать и реформировать систему обменов. Необходимо, хотя это и дорого, демонстрировать большему числу ближневосточных и исламских, нынешних и будущих, лидеров жизнь в США и Западной Европе.
  • Требовать от исламских государств разработки новых учебных курсов и реформирования их образовательных систем. Правительство США должно потребовать от соответствующих государств прекратить терпимое отношение к радикальным мечетям и медресе, которые, фактически, стали фабриками джихада, производящими миллионы потенциальных террористов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Всего двенадцать лет прошло после окончания 'холодной войны', а США, Запад и значительное число их союзников в настоящий моет столкнулись с серьезной и долгосрочной угрозой их выживанию. До сих пор, военные успехи войны в Афганистане вселяли надежду. Вместе с тем, они не должны отвлекать политическое сообщество от идеологической природы конфликта. Это не война против ислама, а война против грязных боевиков, которые хотят монополизировать ислам и свергнуть умеренные правительства во всем исламском мире. Также как и война с нацистами, это война должна вестись как война идей, а не только тактики и вооружений. Как уже отмечали многие мировые лидеры, болото должно быть осушено, а так как идеи имеют тенденцию к воплощению это должно быть сделано путем слов и образов, а не только пуль и ракет. Создание эффективных институтов и механизмов формулирования стратегических задач этой идеологической войны - одна из важнейших внешнеполитических задач нашего времени.

 Семинары | "Исламизм после 11 сентября 2001 г. и начала глобальной антитеррористической операции" | Доклады | Коэн Ариэль

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх