А.В.Бушуеву,
НИИ Социальных систем при МГУ им М.В.Ломоносова
Уважаемый Антон Валерьевич,
По Вашей просьбе подтверждаю получение письма с программой семинара
"Исламизм- глобальная угроза?". Я согласен принять
в нем участие и
ориентироваочная дата, 26 сентября, меня вполне устраивает.
Проблемы, которые выносятся на обсуждение, представляются мне
весьма
интересными.
В своем выступлении я предварительно собираюсь коснуться следующих
вопросов:
По первому блоку относительно констатации проблемы нужно отметить
расщирение зоны вовлечения в политические процессы исламистских
организаций
не только стран указанных регионов, но в дополнение к ним государств
Южной
Азии (если Афганистан и Пакистан включаются в БСВ, то в этом
регионе
остается Индия, Бангладеш, Непал ), Восточной Азии (Китай) и
Юго-Восточной
Азии (Филиппины, Индонезия и др.)
Некоторые сомнения вызывает постановка вопроса о взаимосвязи
между
исламизмом и нестабильностью. Всегда ли первое явление "вытекает"
из
второго? Или в мире имеет место процесс усиления культурно-политической
роли религий, прежде всего ислама, и повышения их значения в
качестве базы
для идеологий, в том числе и вполне "стабилизирующих"
( т.е. идеологий в
узком смысле как идейных систем, закрепляющих порядок). Примером
здесь
может служить функция ислама и исламизма как факторов, способствующих
поддержанию порядка во многих мусульманских странах особенно
тех из них,
где сильным или потенциально сильным является этнический сепаратизм
(напр.,
Пакистан, а также Иран и Афганистан).
Вместе с тем, это не означает отрицания того, что исламистские
группировки
и организации в большинстве случаев добиваются успеха в условиях
возрастающей нестабильности и являются силами ее поддерживающими.
Здесь,
между прочим, мы вступаем в область хорошо известного противоречия
между
порядком и справедливостью, идет ли речь о внутренних или международных
делах. И хотя порядок несет определенную оценочную нагрузку,
в том смысле,
что ему отдают предпочтение перед беспорядком или хаосом, такой
подход
оспаривается в случае, когда порядок кажется исключительно грубо
нарушающим справедливость.
В связи со вторым блоком о концептуализации следует отметить,
что выделены
действительно важнейшие ее варианты. Однако основания, по которому
произведено их выявление, - разные. Очевидно, к тому же, что
выделенные
факторы и процессы отчасти дополняют друг друга и не отдельно,
а ,скорее
всего, в совокупности могут быть определяющими в подъеме исламизма.
Думается также , что для удобства восприятия их можно сгруппировать
в три
основных блока - цивилизационный ( эндогенный радикализм и экспансионизм
ислама, формирование исламского мира, столкновение цивилизаций),
экономико-социальный ( соответствующие проблемы, противоречия
"догоняющей
модернизации", деформирующая роль "зависимого развития",
демографические
диспропорции) и собственно политический (инструментальное использование
ислама как мобилизующей идеологии, поощрение в прошлом со стороны
противников по "холодной войне"). Из трех блоков наиболее
существенным мне
представляется первый, хотя определенную роль играет также и
обострение
социально-экономической ситуации и мобилизация ( как ныне, так
и в
предшествующий исторический период) в разнообразных политических
целях.
Действительно принципиальный вопрос сводится к тому, как отреагирует
мир
ислама на вызовы современной научно-технической и
либерально-демократической цивилизации, и ответ на него будет
дан,
очевидно, развитием событий не только в исламском регионе, но
и в
глобальном масштабе.
В практическом плане для России, следующей курсом либерализации
и
демократизации, существенно важными представляются такие отмеченные
в
третьем проблемном блоке варианты противостояния отягощенной
исламским
фактором нестабильности, как международное сотрудничество, усиление
подлинно секулярного характера государства (что предусматривает
равноудаленность власти от всех конфессий и уважение ею прав
и убеждений
верующих), а также меры, направленные на позитивные сдвиги в
экономической, социальной и правовой сферах. Проведение каких
-либо
специальных, акцентирующих внимание на исламе и мусульманах
мероприятий,
по-видимому, не принесет благоприятных результатов.
С уважением,
В.Я.Белокреницкий
докт.ист.наук, зав отделом стран Ближнего и Среднего Востока
Института востоковедения РАН.
P.S.Буду признателен за информирование меня в дальнейшем о ходе
подготовки,
месте и сроках проведения семинара.