Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/s_docl_chaplin6.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:02:56 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Семинары | "Исламизм после 11 сентября 2001 г. и начала глобальной антитеррористической операции" | Доклады | Протоиерей Всеволод Чаплин

Протоиерей Всеволод Чаплин протоиерей, заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата

РЕЛИГИЯ И КОНФЛИКТ: ИСТОКИ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ

Мир напряженно пытается найти должный ответ на вызов конфликтов и напряженности, причины которых подчас связываются с религиозными чувствами. Политики, ученые, журналисты склонны намекать, что виной всему является недостаточная "цивилизованность" верующих людей, не "просвещенных" достижениями рационалистической мысли. В свою очередь, религиозные лидеры убеждают окружающих, что вера сама по себе не является причиной конфликта, но скорее становится предметом злоупотреблений со стороны светских сил. И в той, и в другой позиции есть своя правда. Действительно, верующие люди подчас не научены терпимости, склонны смешивать религию с национализмом и другими идеологическими обоснованиями вражды. Политические силы постоянно пытаются использовать религиозные чувства для оправдания чисто земных целей, что особенно ярко проявляется в ходе этнических, межгосударственных и гражданских противостояний.
Впрочем, если бы все было так просто, религиозный фактор вовлекался бы в конфликты лишь в качестве сопутствующего, возникая там и тогда, где и когда складываются предпосылки для "обычного" конфликта, не связанного с противостоянием мировоззрений. Мало того, если считать религиозное измерение конфликта относящимся исключительно к "непросвещенному" обществу, которому неведомы достижения современной цивилизации, то религиозно окрашенные конфликты уходили бы в прошлое. Сегодня мы видим скорее обратный процесс, затрагивающий вполне "цивилизованную" Европу. Мало того, привычный "межрелигиозный" конфликт сменяется конфликтом нового типа, в котором сталкиваются сторонники секулярного миропорядка и приверженцы общественного устройства, основанного на требованиях религии.
Что же "не складывается"? Что вообще нужно этим "странным" людям, готовым жертвовать своей и чужой жизнью ради некоторого комплекса убеждений? Полагаем, что понять проблему непросто, если мы будем рассматривать ее исключительно с точки зрения современного секулярного гуманизма, склонного оценивать любое общественное явление на предмет его полезности для земной жизни человеческой личности, ее безопасности, самореализации, материального благополучия.
Попытаемся дать неожиданный, но, на наш взгляд, честный ответ. Многим социально активным религиям нужен весь мир - мир земной, поскольку их последователи убеждены, что небесным уже обладают. Не стоит забывать, что значительная часть верующих людей, к которой принадлежат сотни миллионов жителей планеты, считает свою религию единственно истинной, дающей уникальный шанс на достижение вечного блаженства, которое для глубоко религиозного человека гораздо важнее, чем земная жизнь. Значит, распространение своих убеждений становится для верующего и общины, в которую он входит, безусловным жизненным приоритетом. Значит, попытка отторгнуть человека от истинной веры достойна любого, даже самого жесткого ответа. Значит, наконец, общество, в котором живут последователи данной религии, должно быть устроено по ее законам или по крайней мере предоставлять возможность вести такой образ жизни, который не противоречил бы религиозным установлениям.
Подобную позицию могут назвать отсталой, политически некорректной и даже опасной. Некоторые надеются, что ее носители или их потомки изменят свое мнение в ходе экономических преобразований, научного и технологического прогресса, развития "общества потребления" или даже экспансии порочной массовой культуры - для устранения опасности "возрождения иррационализма", дескать, все средства хороши. Однако подлинная терпимость, на наш "непросвещенный" взгляд, должна предполагать уважение к любым выстраданным людьми взглядам и их носителям, а в описанном нами случае речь идет вовсе не о мизерном меньшинстве населения Земли. Мало того, рискнем предположить, что возрождение приоритета нравственных и духовных ценностей, начинающееся среди приверженцев традиционных религий, может помочь всечеловеческой цивилизации преодолеть кризис морального идентитета, порожденный индивидуализмом и консюмеризмом.
Наверное, это - дело будущего. Но уже сейчас можно попытаться понять, как на глобальном уровне предотвратить эскалацию конфликтов, вовлекающих религиозный фактор. Прежде всего, как представляется, необходимо гармонизировать соотношение секуляризма и целостно религиозного мировоззрения в области обустройства межчеловеческих отношений на национальном и глобальном уровнях. Следует отказаться от диктата индивидуализма над коллективизмом, приоритетов потребления и вообще ценностей земного существования над религиозными и моральными ценностями и святынями, сугубо секулярных основ общественного устройства над религиозными установлениями и традициями, принятыми в тех или иных обществах. Большинство жителей страны или региона должны иметь гарантированное право основывать свою общественно значимую деятельность на религиозных принципах, самостоятельно формулируя цели избранной ими власти. При этом, естественно, максимальное внимание необходимо уделять соблюдению прав религиозных и мировоззренческих меньшинств, а также утверждению права человека на жизнь. Впрочем, под видом борьбы за права человека не стоит навязывать обществу несвойственных ему моделей отношений религии и государства, привычных, например, для некоторых западных стран, но реально действующих лишь среди абсолютного меньшинства народов мира, а потому никак не могущих считаться универсальной нормой.
Проблема меньшинств стоит не только в странах, где есть установленная религия большинства. В секулярных государствах группы верующих, ориентированные на созидание своего целостного образа жизни, также должны иметь возможность создавать собственные субпространства, позволяющие существовать, трудиться, участвовать в жизни общества и воспитывать новые поколения в согласии с конкретными религиозными представлениями.
Необходимо уважать право народов и религиозных общин выбирать, жить ли им по законам секулярного гуманизма или, положим, по законам ортодоксального иудаизма, шариата, целостного христианского мировоззрения или верований коренных народов. Вопрос о том, является ли религия "частным делом" человека или по крайней мере одной из основ общественного устройства, для многих людей остается открытым. Не следует его "закрывать" и на уровне международных организаций, которые, на наш взгляд, призваны поддерживать межцивилизационный диалог, направленный на сосуществование традиционных и гуманистическо-либеральных ценностей. Более того, следует стремиться к большей гибкости международного права и универсальных политических решений, дабы устранить диктат обезбоженного миропонимания над волей индивидуумов, общин, народов.
Глубоко убежден, что именно подобные гибкость и терпимость позволят избежать нарастания напряженности, связанной с религиозными чувствами и убеждениями. Да, противоречия между религиозными группами сохранятся. Бесспорно, интересы и чаяния верующих разных религий и конфессий и нерелигиозных людей будут в определенной мере расходиться до конца истории - вспомним, что многим религиозным общинам действительно нужен весь мир, не откажутся от его обустройства по собственным принципам и многие секулярные гуманисты. Мы вряд ли сможем когда-либо говорить о всемирном единстве. Реалистичными лозунгами скорее должны стать ненападение и сосуществование - возможно, иногда означающее пространственное и культурное размежевание, ставшее, например, единственным действенным рецептом установления мира в Боснии или Закавказье.
Однако всем нам предстоит жить вместе, а значит, примиряться с различием наших взглядов на настоящее и будущее народов и человечества. Если каждый такой взгляд получит возможность реализации через адекватное политическое и информационное влияние, если глобализация перестанет быть улицей с односторонним движением, если мир придет к подлинному культурному многообразию, воспринимаемому не как повод "просвещать" и "изменять", но как богатство человеческой семьи, способное служить гармонии и миру - количество "религиозных" войн наверняка сократится.

 Семинары | "Исламизм после 11 сентября 2001 г. и начала глобальной антитеррористической операции" | Доклады | Протоиерей Всеволод Чаплин

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх