Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/rus2002_18_02.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:45:48 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. ? 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Осложняющие факторы: рост внешнеполитической напряженности и снижение темпов экономического роста

ОСЛОЖНЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ: РОСТ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И СНИЖЕНИЕ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Все это предопределило логику действий власти, направленных на поддержание стабильности и нейтрализацию факторов, способствующих усилению дезорганизации общественно-политического порядка. Выстраивание балансов сил, оптимальных как с точки зрения сохранения стабильности, так и получения наилучшего результата на выборах, осуществлялось в довольно сложных условиях. Сильное влияние на этот процесс оказывали несколько "внешних" по отношению к нему факторов.

Во-первых, международная обстановка менялась с калейдоскопической быстротой и формировалась в значительной мере иракскими планами США. Эти планы напрямую затрагивали национальные интересы России. Их реализация была чревата снижением цен на нефть и возобновлением бюджетного кризиса. Впрочем, текущая ситуация с ценами, наоборот, благоприятствовала бюджетонаполнению. Перспектива остаться без "нефтяной подушки" отравляла российско-американские отношения. В какой-то момент Россия "явочным порядком" попыталась навязать мировому сообществу свою собственную схему пост-иракской ситуации - согласившись на полную свободу рук США в Ираке в обмен на восстановление ведущих позиций России в СНГ и особенно в Закавказье. Но эта линия вызвала серьезное противодействие как со стороны США, так и в Западной Европе. Российские акции на мировом внешнеполитическом рынке упали, а стоявшие за такой политикой "силовики" начали сдавать позиции. Лишь после событий на Дубровке и российско-американской встречи на высшем уровне в Санкт-Петербурге в ноябре В.В.Путину удалось добиться заметного улучшения отношений с США, которые стали оказывать существенное давление на страны, в той или иной степени поддерживающие контакты с чеченскими сепаратистами (Грузию, Бельгию, Турцию и др.). При этом, однако, уже не шла речь о каких бы то ни было самостоятельных геополитических комбинациях между Россией и США, Москвой и Брюсселем и т.д. Когда В.В.Путин фактически поддержал США в их конфликте с Европейским Союзом по поводу форм и методов борьбы с международным терроризмом, улучшение российско-американских отношений, конечно, укрепило внутриполитические позиции Президента России, но все же не дало ему большей свободы рук во внешней политике. Оставалось не ясным, как внешнеполитический климат повлияет на ситуацию в российских верхах в случае начала войны США и их союзников против Ирака. Здесь нельзя не отметить, что для значительной части российских элит, особенно связанных с ВПК, вопрос о будущем Ирака имеет фундаментальное значение и зачастую носит иррациональный характер.

Во-вторых, важным фактором, влиявшим на положение в верхах, стало заметное ухудшение социально-экономической ситуации в России. В декабре правительство вынуждено было официально констатировать, что период относительного экономического благосостояния 2000-2002 гг. закончился. В течение четвертого квартала промышленность так и не возобновила своего роста. На рынок начали давить увеличившиеся благодаря "электоральной" политике властей доходы населения, предпочитающего тратить их на приобретение дешевых и качественных импортных товаров и не желающего финансировать отечественного производителя. Обозначились проблемы с исполнением плана сбора налогов.

Застой и рецессия, наблюдаемые ныне в промышленности, означают, что над правительством продолжает сгущаться и без того заметная угроза бюджетного дефицита. Ввиду этого кабинет министров согласился с идеей создания стабилизационного фонда и приступил к разработке планов заимствований на внешних рынках. Ухудшение социально-экономической ситуации обусловило рост протестных настроений и подъем забастовочного движения (локальные акции протеста коммунальщиков, авиадиспетчеров). По прогнозам экспертов, с учетом того, что на 2003 г. придется пик платежей по внешним долгам России, перспектива экономического развития выглядит довольно пессимистично.

Верховная власть оказалась в ситуации, когда нужно искать поддержку у наиболее влиятельных групп интересов, которые помогли бы успешно пройти через избирательный цикл с минимальными издержками в случае негативного развития событий. Попытки Президента опереться на региональные элиты и, в более широком смысле, на российскую провинцию, минуя ведущие группы федеральной элиты, предпринятые в июле-августе, в дальнейшем развития не получили. Хотя в этот период Центр сделал несколько серьезных шагов навстречу интересам региональных элит, наиболее важным из которых было решение Конституционного суда, фактически разрешившее большинству региональных лидеров переизбираться на третий срок, впоследствии в деятельности федеральных институтов возобладала иная логика. Главные ориентиры ей задавали алармистские тенденции на дальнейшее ограничение реальной самостоятельности и ресурсной базы местных органов власти. В октябре "комиссия Козака" обнародовала свои предложения по муниципальной реформе и по совершенствованию межбюджетных отношений, которые существенно ограничивали права и финансовые возможности губернаторов и их администраций. В Кремле было также заявлено о намерении расширить полномочия полпредов Президента в федеральных округах. Москва продолжила линию на унитаризацию, вплоть до таких мелочей, как абсурдный единый экзамен в общеобразовательной школе.

Нарастание социально-экономических трудностей, способных привести к появлению политических угроз, неуверенность в возможности получения в случае необходимости внешней поддержки, напряженные отношения с большинством влиятельных элитных кругов - все это привело к изменению планов Президента. В частности, В.В.Путин оказался вынужден пойти на более тесное сотрудничество со "старокремлевскими" группами федеральной элиты. По-видимому, этот выбор в значительной степени был продиктован тем, что именно эти группы имеют наибольший опыт действий в критических ситуациях, обладают необходимыми для этого политическими, финансовыми, организационно-кадровыми и информационными ресурсами.

Сближение Президента с ельцинской "семьей", которая воспользовалась благоприятным моментом для крупного политического наступления и изменения баланса сил в верхах в свою пользу, не привело, однако, к каким-то кардинальным изменениям. Год завершился сохранением прежнего баланса сил. В.В.Путину удалось стабилизировать ситуацию в верхах, отойдя от практики чрезмерной опеки над старыми элитами. В этой связи вновь заговорили о неформальной конвенции Президента с элитами, в общих чертах сложившейся к концу 2002 г. Ее суть сводится к тому, что, с одной стороны, элита консолидируется вокруг главы государства, признавая его безусловным лидером как страны в целом, так и истеблишмента. В качестве ответного шага Президент заметно сокращает свое участие в регулировании отношений между группами бизнес-элиты, в том числе и по вопросам приватизации, в выработке социально-экономической политики, где все большую роль начинают играть правительство и крупные корпорации. Важным элементом конвенции стало и резкое уменьшение вмешательства правоохранительных органов в дела большого бизнеса, несмотря на то, что в истекшем полугодии остро встал вопрос о новом разделе собственности.


 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. ? 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Осложняющие факторы: рост внешнеполитической напряженности и снижение темпов экономического роста

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх