ПРОДОЛЖЕНИЕ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ
Прошедшее полугодие было отмечено заметной активизацией курса
на продолжение социально-экономических реформ. Официально
этот курс нашел подтверждение и обосно-вание в ежегодном Послании
Президента Федеральному Собранию, с которым В.Путин выступил
18 апреля. Особенность реформаторских усилий федеральной власти
состояла в том, что они в первую очередь были обращены на
вовлечение в рыночный оборот и приватизацию тех значительных
секторов российской экономики, которые все еще находились
под контролем государства. Эта линия отвечала общим устремлениям
постсоветских элит, рассматривающих экспансию в новые сферы
экономической деятельности не только как надежный способ извлечения
дополнительной прибыли, но и как определенную гарантию своего
доминирования. В рассматриваемый период Государственная Дума
утвердила в трех чтениях закон об обороте сельскохозяйственных
земель, открывающий доступ к их приватизации большому бизнесу,
который после успехов российского сельского хозяйства последних
лет пришел к выводу о перспективности вложений в аграрный
сектор. Кроме того, Дума приняла в первом чтении пакет законов
о реформировании железнодорожного транс-порта, что дает зеленый
свет приватизации еще одной важнейшей отрасли народного хозяйства.
Аналогичный пакет законопроектов был подготовлен для рассмотрения
парламентом и по реформе энергетики. Однако из-за конфликта
между группой олигархов, близких к 'семье', и группой интересов,
возглавляемой А.Чубайсом, вопрос был перенесен на осень. Несмотря
на это, А.Чубайсу все же удалось на практике начать, согласно
предусмотренным законопроектами планам, создание региональных
энергетических компаний в Центральной России и в Амурской
области.
Принятие поправок к закону о Центральном банке, значительно
усиливших влияние правительства на этот институт, также отвечало
интересам крупного российского капитала, уже давно выражавшего
недовольство излишне самостоятельной линией руководства ЦБ.
Примечательно, что принятие поправок к закону о ЦБ стало возможным
только после ухода в отставку В.Геращенко, которого сменил
близкий к команде А.Чубайса С.Игнатьев, стремящийся избегать
конфликтов с правительственными структурами и с готовностью
учитывающий разного рода просьбы, поступающие извне ЦБ.
Был принят и закон, упрощающий процедуру банкротства.
Весной в политических кругах активизировались разговоры о
грядущей приватизации остающихся пока государственными СМИ
- прежде всего телеканала ОРТ и информационных агентств ИТАР-ТАСС
и РИА 'Новости'. В одном из выступлений В.Путин прямо заявил,
что медиа-сфера должна стать по преимуществу сферой бизнеса.
Тогда же в СМИ появились сообщения о возможной приватизации
ведущего авиаперевозчика страны - компании 'Аэрофлот - Российские
международные авиалинии'.
В то же время, в реформировании тех сфер, в развитии которых
большой бизнес прямо не заинтересован, существенного прогресса
достигнуто не было. Так, несмотря на настоятельные требования
В.Путина создать такие правовые условия налогообложения мелкого
и среднего бизнеса, которые простимулировали бы рост его активности,
Думе и Совету Федерации так и не удалось выработать оптимальные
поправки в Налоговый кодекс, которые способствовали бы решению
этой задачи.
Продолжалась и линия на ограничение социальных прав и гарантий
для большинства россиян. Вопреки многочисленным политическим
заявлениям лидеров государства о необходимости увеличения
инвестиций в человеческий капитал, правительство разработало
проект бюджета 2003 года, в котором сформулированы по существу
остаточные принципы финансирования образования, науки и здравоохранения.
По сообщениям печати, в Министерстве экономического развития
даже приступили к разработке плана перевода здравоохранения
полностью на платную основу. Согласно принятым по предложению
правительства решениям в сфере пенсионного законодательства,
в общий трудовой стаж при начислении пенсий не будет учитываться
служба в армии, обучение в вузе, декретный отпуск для женщин
и т.п.
Более сложная ситуация возникла вокруг реформы ЖКХ. С одной
стороны, федеральная исполнительная власть, опасаясь резко
негативной реакции населения на рост тарифов, вынуждена была
признать необходимость сохранения прямого дотирования потребителей
услуг ЖКХ на неопределенно длительный период. Но с другой
стороны, в условиях жесткого бюджетного дефицита власти субъектов
Федерации в ряде регионов фактически начали реформу, которая,
как и предполагали многие эксперты, свелась не к созданию
рыночной среды в секторе жилищно-коммунальных услуг, а к обвальному,
не согласованному с реальным уровнем заработной платы и пенсий,
росту тарифов. В Воронеже это при-вело к упоминавшейся выше
25-тысячной демонстрации протеста жителей, которая едва не
привела к столкновению демонстрантов с силами правопорядка
(11 апреля).
В соответствии с интересами крупного капитала, использующего
оставшиеся от коммунистического периода 'структуры повседневности',
государство не предпринимает результативных шагов к институциализации
рыночных отношений в трудовой сфере, к созданию соответствующей
развитому рынку труда инфраструктуры мобильной миграции рабочей
силы. В связи с этим Всемирный банк даже выразил свое несогласие
с утверждениями, что Россия является страной с рыночной экономикой.
В целом, минувшее полугодие было ознаменовано укреплением
институциональных основ посткоммунистической политической
и социально-экономической системы в России, хотя проблемы,
с решением которых значительная часть российского общества
связывала большие надежды после избрания В.Путина Президентом,
оставались не решенными. К их числу относятся, прежде всего,
необходимость более справедливого распределения власти и собственности,
структурная перестройка экономики, направленная на приоритетное
развитие высокотехнологичных производств, науки, образования
и здравоохранения. Это сочетание - общая стабилизация системы
на фоне нерешенности ключевых проблем - предопределяет неустойчивость
современного политического развития России, делает его зависимым
от влияния внешних по отношению к нему и, возможно, случайных
факторов. С большой вероятностью можно утверждать, что наметившийся
в конце анализируемого полугодия сдвиг в лексике официальных
СМИ, лидеров центристских фракций Думы, заговоривших о необходимости
резкого поворота к 'сильной социальной политике', в значительной
мере будет характерен и для предстоящих месяцев. Разрыв между
массированной реализацией интересов крупного капитала и дефицитом
популярных решений достиг опасной величины.