СНГ
В минувший период России удалось предпринять ряд шагов по
укреплению своих по-зиций в СНГ. В январе в ходе визита в
Москву президента Азербайджана был урегулирован статус Габалинской
РЛС. В апреле заключен Договор о дружбе и сотрудничестве с
Туркменистаном (хотя главная задача - вовлечь Ашхабад в предполагаемый
альянс газодобывающих стран - по-прежнему не решена). В ходе
июньского саммита Шанхайской организации сотрудничества в
Санкт-Петербурге было заключено российско-казахстанское соглашение,
определяющее порядок, условия и общие принципы гарантированного
транзита неф-ти по территориям обоих государств на 15 лет
(в дополнение к уже существующим соглашениям в рамках Каспийского
трубопроводного консорциума). Таким об-ра-зом, проблема, связанная
с угрозой 'ухода' Казахстана на нефтепровод Баку-Джейхан,
будет решена.
Похоже, что реальный смысл обретает Евразийское экономическое
сообщество. На прошедшем в конце апреля заседании Интеграционного
комитета ЕврАзЭС была при-знана необходимость формирования
согласованной позиции стран-членов объединения на переговорах
по присоединению к ВТО. Это решение было подтверждено на заседании
Меж-государственного совета на высшем уровне ЕврАзЭС в середине
мая. Украина и Молдавия решили участвовать в ЕврАзЭС в качестве
наблюдателей. Намерение Киева 'более глубоко интегрироваться
в Евразийское экономическое сообщество' объясняется просто:
в этом случае НДС с основных товаров российского экспорта,
в том числе углеводородов, будет взиматься по месту назначения,
что принесет Украине $400-450 млн. в год.
Наконец, сделан шаг к обеспечению бесперебойного газового
транзита в Европу: 10 июня В.Путин, Л.Кучма и Г.Шредер подписали
совместное заявление о сотрудничестве по использованию магистрального
газопровода через Украину. Для этой цели создается специальный
консорциум. Таким образом, транзит газа через столь ненадежную
страну, как Украина, можно будет фактически поставить под
российско-германский контроль. Меняется 'газовый вектор' российской
политики: строительство обходной ветки газопровода, минующей
Украину, перестает быть столь необходимым.
Вместе с тем, России не сразу удалось приспособиться к тем
реалиям, которые сложились после 11 сентября; были иллюзии,
что постсоветское пространство останется естественной сферой
влияния Москвы при любых условиях. Так, значительная часть
рос-сийской политической элиты оказалась не готовой к прибытию
в Грузию в феврале американских военных советников. Появились
интерпретации, согласно которым Тбилиси может использовать
свое военное сотрудничество с США не только для борьбы с террористами
в Панкисском ущелье, но и для 'усмирения' Абхазии и Южной
Осетии, что свело бы на нет все российское миротворчество
в этих кризисных очагах. Противоборство между Москвой и Тбилиси
по поводу статуса российских миротворцев продолжалось всю
первую половину года, но в конце июня Э.Шеварднадзе, поняв,
что 'интернационализировать' операцию в Абхазии в ближайшее
время не удастся, вынужден был согласиться на продление мандата
миротворцев из РФ еще, как минимум, на шесть месяцев.
Ослабление российских рычагов влияния в кризисных точках
бывшего СССР, все более активное проникновение туда внерегиональных
игроков (США, Турции) дают неплохой козырь критикам внешнеполитического
курса В.Путина. Провозглашаемая Россией в качестве главного
приоритета борьба с терроризмом фактически оборачивается здесь
против нее самой, ведь заявляемая позиция беспристрастности
может трактоваться как по-творство 'агрессивному сепаратизму',
который при желании можно связать и с междуна-родным терроризмом
и с самой 'Аль-Каидой'. Вместе с тем, США уже выразили готовность
помочь Приднестровью оплатить его внешний долг, и ради этого
Тирасполь может пойти даже на добровольный отказ от части
своего непризнанного суверенитета.
В то же время уже с начала года США устами своих высокопоставленных
представителей (в том числе и военных) начали 'успокаивать'
Россию, заверяя, что не планируют военного присутствия в Средней
Азии, которое не было бы связано с операцией в Афганистане.
Очевидно, однако, что политический аспект американского присутствия
будет иг-рать даже более важную роль, чем собственно военный
(развертывание программ сотрудничества, подготовка кадров
и т.д.). Поэтому данное присутствие в любом случае будет долговременным,
хотя полностью вытеснить Россию из региона США не смогут,
да и вряд ли захотят: стабильность местных режимов пока слишком
сильно зависит от нее.
14 мая в Москве прошел саммит ДКБ, посвященный 10-летию этой
организации. Участники приняли решение преобразовать систему
ДКБ в международную региональную 'Организацию Договора о коллективной
безопасности'. Согласно 8-й главе Устава ООН, ДКБ теперь может
считаться региональным соглашением. В руководящие документы
новой организации должны быть внесены изменения, предполагающие,
в частности, ведение взаимных консультаций перед принятием
важнейших решений, от-нося-щихся к безопасности. Это касается
и предоставления военных баз третьим странам.
То, что Договор о коллективной безопасности нужен некоторым
его членам прежде всего как страховочный механизм для сохранения
стабильности существующих режимов, демонстрируют события в
Киргизии. Серьезное обострение обстановки на юге страны, спровоцированное
пограничными договоренностями с Китаем и решением Бишкека
усту-пить КНР часть оспариваемой территории, вынудило Россию
более открыто заявить о сво-ей позиции. Российские официальные
лица (С.Иванов, В.Рушайло), посетившие республику в июне,
заявили, что Москва располагает информацией о силах, заинтересованных
в дестабилизации обстановки в Киргизии, и намерена поддерживать
усилия Бишкека по их лик-ви-дации. Вскоре после этих визитов
официальный Бишкек стал пропагандировать версию, что к волнениям
на юге Киргизии причастны террористические организации 'Хизбут-Тахрир'
и 'Исламское движение Узбекистана'. Связывая противников режима
с исламскими экстремистскими центрами, киргизские власти пытаются
таким образом ответить Западу, обвиняющему их в нарушении
прав человека.
События в Киргизии подтверждают прогноз, что военное присутствие
стран НАТО в среднеазиатских республиках, обусловленное афганской
операцией, отнюдь не будет способствовать стабилизации местных
режимов, даже если сам Запад к их подрыву и не стремится.
Оппозиционные силы почувствовали в новой обстановке дополнительный
стимул для себя. Не удивительно, что самой уязвимой страной
оказалась как раз та, которая считается 'единственной демократией
в регионе'.
В строительстве российско-белорусского союза, похоже, столкнулись
несов-мести-мые концепции. Уже на первом заседании совместной
белорусско-российской группы по разработке Конституционного
акта Союзного государства Белоруссии и России в середине февраля
было публично заявлено о разных подходах сторон к этому документу.
Пока Союз лишь провозглашался, особых препятствий не было.
Когда же дело дошло до оформления конституционных механизмов,
выяснилось, что А.Лукашенко, первоначально выступавший главным
инициатором союза, стремится лишь к конфедеративной мо-дели.
В середине июня это вылилось в открытую полемику между белорусским
и российским президентами. В.Путин считает, что русский и
белорусский народы 'должны объединяться на безусловной основе
в рамках одного государства', а Конституционный акт должен
быть принят общим парламентом. Диаметрально противоположны
позиции и по экономическим вопросам, в частности, по денежно-кредитной
политике.
Действительно, равносубъектность России и Белоруссии может
существовать лишь на бумаге, и в этом смысле правда на стороне
Москвы. С другой стороны, втягиваясь в открытую полемику с
лидерами Белоруссии, руководители России вольно или невольно
создают впечатление, что союз им не нужен, что интеграцию
в евроатлантическое сообщество они рассматривают как нечто,
способное заменить ближайших союзников. Между тем, бескомпромиссность
ЕС по калининградскому вопросу должна стать для России холодным
душем и заставить ее задуматься о прочности своих тылов. Транзит
в Калининград осуществляется через белорусскую территорию,
и возможная неудача российско-белорусского союза (в частности,
общей таможенно-визовой политики) лишь создаст дополнительные
сложности в сообщении с самой западной российской областью.
На Украине намерение Л.Кучмы присоединиться к ЕврАзЭс стало
очередным предло-гом для критики президента со стороны оппозиции.
По словам бывшего министра иностранных дел Б.Тарасюка, статус
полноправного члена в Евразийском экономическом со-обществе
будет противоречить евроинтеграционным устремлениям Украины.
Верный своей испытанной тактике балансирования, Киев решил
'уравновесить' экономическое сближение с РФ новыми шагами
по сближению с НАТО. На заседании СНБО Украины в конце мая
было официально объявлено, что Украина ставит целью вступление
в НАТО. Спустя месяц секретарь СНБОУ С.Пирожков заявил, что
пребывание российского Черноморского флота на территории Украины
несовместимо с ее намерением вступить в НАТО. Правда, это
заявление противоречит сделанному ранее высказыванию Кучмы,
однако вряд ли здесь имела место простая самодеятельность
чиновника. Цель на будущее, похоже, поставлена - если не выдавить
ЧФ РФ из Севастополя, то, по крайней мере, изменить условия
его базирования и привлечь Запад в качестве рычага давления
на Москву. Похоже, что установление 'особых' отношений между
Россией и НАТО лишь стимулирует некоторые постсоветские государства
к гонке за бывшим 'старшим братом'.
Проблема Каспия. Неудача состоявшегося в апреле в Ашхабаде
саммита пяти прикаспийских государств заставляет с уверенностью
предположить, что прогресса по вопросу о статусе Каспия, во
всяком случае, на многостороннем уровне, еще долго достичь
не удастся. Этому препятствуют как политико-экономические,
так и чисто при-родные факторы. Так, разделу минеральных ресурсов
моря по так называемой серединной линии мешают периодические
колебания его уровня. Определение координат серединной линии
путем подписания двухсторонних соглашений ('модифицированная
серединная линия') выливается в стремление каждой стороны
провести эту линию в свою пользу. Не удалось согласовать серединную
линию даже России и Казахстану, хотя они дальше всех других
прикаспийских стран продвинулись в разрешении пограничных
разногласий. В частности, были решены спорные вопросы о принадлежности
некоторых нефтяных месторождений.
В вопросе о статусе Каспия, похоже, закрепляется противостояние
между двумя группами стран: Россия, Казахстан (отчасти Азербайджан)
против Ирана и Туркменистана. Парадокс для России состоит
в том, что она оказалась противопоставленной тем странам,
которые, казалось бы, ближе ей по геополитическому взгляду
на Каспий, по отрицательному отношению к вмешательству внерегиональных
держав в каспийские дела.