Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/rus2002_17_016.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:56:12 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. ? 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | Международное положение России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ

Внешняя политика России в минувшем полугодии свидетельствует о завершении десятилетнего периода разброда и шатаний. Химеры выстраивания контрбалансов доминированию США и Запада в мировых делах были отброшены. Такой выбор сделан в результате не только запоздалого осознания ограниченности собственных ресурсов, но и пе-ре-осмысления категорий 'однополярность', 'многополярность', их соотношения в эпоху глобализации, размывающей традиционные представления о критериях 'полярности'.

Главная задача российской внешней политики на современном этапе состоит в обеспечении равноправного партнерства в мировых делах, в содействии решению стратегической цели - подъему российской экономики и преодолению бедности. Необходимость сокращения отставания от группы наиболее развитых стран и продолжение курса на интеграцию в Европу стали доминирующими темами во внешнеполитическом разделе ежегодного послания Президента Федеральному собранию РФ. В Послании отразилось растущее понимание того, что прежняя модель геополитической конкуренции с Западом, в духе игры 'с нулевой суммой', бесперспективна.

Современные реалии предъявляют повышенные требования к внешнеполитической деятельности, которая должна во все большей степени способствовать укреплению экономических позиций страны в мире. Президент подтвердил важность вхождения РФ в ВТО, тем самым поставив точку в спорах о необходимости присоединения к этой организации. России, видимо, придется как-то усиливать свою переговорную базу, чтобы добиться постав-лен-ной цели - завершить переговоры о вступлении в следующем году, до начала нового раунда переговоров по изменению правил этой организации.

В то же время конец прошлого года и начало нынешнего ознаменовались внутриполитическим размежеванием, в первую очередь в связи с оценкой 'послесентябрьских' внешнеполитических акций российского руководства. Заявляя о своей поддержке амери-канской антитеррористической операции, первые лица государства не всегда в достаточной степени учитывали потребности обеспечения внутриполитического консенсуса. В от-ли-чие от России бoльшая часть незападного мира (да и многие в Европе) с подозрением и раздражением воспринимают войну США против терроризма, акцентируя внимание на корыстных интересах Вашингтона. В этой связи аргументация России о ее присоединении к международному фронту борьбы против терроризма, зачастую не имела ожидаемого эффекта.

Понимая, что ускоренное сближение с Западом вызывает все большее беспокойство Пекина, Москва не раз подчеркивала, что Китай остается ее стра-тегическим партнером и что сохранение тесных связей с ним является составной частью российских усилий по укреплению стратегической стабильности. Одной из главных внешнеполитических задач России стало не просто выправление кажущихся перекосов, но инициирование строительства еди-ной системы безопасности с участием ве-ду-щих государств. Такую систему В.Путин назвал 'дугой стабильности'. В ней особые отношения с НАТО, партнерство с ЕС органично дополнялись бы интеграционными объединениями по линии СНГ (Договор о коллективной безопасности) и кооперационными организациями в Азии (Шанхайская организация сотрудничества, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии). Таким образом, 'рывок на Запад' сопровож-дался бы столь же масштабным 'разворотом на Восток'.

Провозглашение 'дуги стабильности' - это не противопоставление одного или двух полюсов самому мощному - американскому, - а объединение их усилий в противостоянии новому противнику. То, что в последнее время принято именовать 'международным терроризмом', - лишь симптом более общего феномена транснационального характера, частично порожденного глобализацией. Очевидно, что США, хотя они добились в Афганистане явно большего успеха, чем в свое время Совет-ский Союз, воюют пока лишь с отдельными проявлениями 'зла'. 'Борьба не с танками, а с банками' (так некоторые эксперты образно характеризуют приоритет невоенных задач в борьбе с терроризмом) далеко не всегда по силам даже самой мощной державе. Втягивание во все новые войны лишь добавит ей уязвимости, ибо внешние факторы для 'мировой империи' будут все более превращаться во внутренние. Ей будет все более необходима поддержка тех, кто (как Россия) не стремится дублировать модель американского поведения.

Такая поддержка будет требоваться и потому, что Европа, ощущая на себе новые тенденции американской политики, постепенно лишается реальных рычагов международного политического влияния. Европе с ее политическими амбициями не достаточно функций восстановителя разрушенных экономик. Но она - своим труднопреодолимым от-ставанием от США в военно-технологической области - сама обрекает себя на подобную участь. Отсюда ее обостренная ревность в отношении гипотетической американороссийской 'оси', активизирующая усилия на российском направлении.

В первом полугодии 2002 года Россия неожиданно оказалась нужной всем. Это может вскружить ей голову - ведь дьявол кроется в деталях. С одной стороны, 'акции' России как международного балансира растут. Но с другой - неудачи на отдельных направлениях, в 'частных' вопросах могут свести этот политический капитал на нет, ведь во многих случаях Россия не имеет эффективных инструментов воздействия. Самый актуальный пример в этом отношении - калининградская проблема, в попытках решения которой Россия не может найти общий язык с объединенной Европой. Бессильна она отстоять свою позицию и в территориальном споре с Японией, тем более что поведение российской дипломатии зачастую позволяет сомневаться и в наличии самой позиции.

ВСТРЕЧА "БОЛЬШОЙ ВОСЬМЕРКИ"
СНГ
РОССИЯ - США
РОССИЯ - НАТО
РОССИЯ - ЕВРОПА
МЕЖДУНАРОДНАЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ КАМПАНИЯ
ПАЛЕСТИНА - ИЗРАИЛЬ
АЗИЯ

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. ? 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | Международное положение России

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх