СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОКРУГ
Деятельность В.Черкесова была результативной по всем направлениям,
обозначен-ным Президентом.
Наиболее успешной следует признать работу по установлению
контроля над территориальными органами федеральных ведомств.
Акцент был сделан на усилении координации силовых структур.
Аппарат полпреда принимал активное участие в оптимизации структуры
правоохранительных органов. Более тесное сотрудничество с
прокуратурой, МВД, ФСНП, ФСО, ГТК, Минюстом позволило В.Черкесову
ускорить приведение норма-тивных правовых актов в субъектах
РФ в соответствие с федеральными, вести более эффек-тивную
работу по искоренению противоправной деятельности в экономической
сфере, ори-ентировать кадровую политику на искоренение коррупции
и усиление властной вертикали.
Успешно справилось полпредство и с задачей координации на
региональном уровне работы по разграничению полномочий и предметов
ведения между уровнями власти. Выводы соответствующей окружной
комиссии были направлены в Государственно-правовое управление
Администрации Президента.
Результативной была работа по созданию единого информационного
пространства округа. Опорой в построении 'информационной вертикали'
стала общественная организация 'Медиасоюз', на которую были
возложены функции 'саморегуляции' СМИ. Проводя политику регулярного
взаимодействия с медиа-структурами, В.Черкесов сконцентрировал
вокруг себя лояльные федеральной власти средства массовой
информации (местное отделение ВГТРК 'Россия', ИА 'Росбалт',
газета 'Петербургский час пик', 'Радио России', Ассоциация
СМИ 'Северо-Запад'). Следует также отметить высокую степень
организационного и технологического обеспечения информационно-аналитической
деятельности полпреда (ситуационный центр).
В.Черкесов наиболее ярко из всех полпредов проявил себя в
инициировании структур гражданского общества. В рамках программы
'Диалог' активно развивалась сеть общественных центров/приемных.
Создана структура по разработке направлений научно-технической
политики.
Активно содействуя решению актуальных социально-экономических
задач, В.Черкесов сплотил вокруг себя значительную часть региональной
элиты. Наиболее показательны примеры конструктивного взаимодействия
с руководством Ленинградской, Архангельской, Вологодской областей,
Республики Карелии, которое сложилось в первую очередь благодаря
активному содействию полпредства развитию лесопромышленного
комплекса.
Следуя централистской логике и одновременно достигая собственных
целей по укреплению позиций в округе, В.Черкесов реализовывал
и политику усиленного надзора и вмешательства в политические
процессы в Калининградской области и Санкт-Петербурге, а также
в региональные выборы в Коми, Карелии и Ленинградской области.
Полпред-ство успешно справилось с задачей усиления федерального
влияния в Калининграде. В области была введена должность спецпредставителя
полпреда. При В.Черкесове создан координационный совет по
проблемам области. Была одержана тактическая победа над Админист-рацией
Президента (после длительного периода согласования с АП на
пост специального представителя была назначена креатура В.Черкесова
- А.Степанов) и Правительством РФ (разработанная в МЭРТ Федеральная
целевая программа была одобрена после многомесячных обсуждений,
и контроль над ее реализацией был возложен на В.Черкесова).
В результате полпред получил доступ к дополнительным финансовым
потокам.
Политику в отношении Санкт-Петербурга велась как в направлении
снижения административного влияния В.Яковлева, так и укрепления
непосредственного влияния полпреда в городе. Параллельно с
атакой на, как утверждается, коррумпированную бюрократию 'северной
столицы' (обвинения в финансовых махинациях пяти членов команды
В.Яковлева) были предприняты шаги по оттеснению губернатора
от информационных ресурсов. По поручению В.Путина контроль
над информационной составляющей юбилея Петербурга был передан
В.Черкесову. Предстоящие выборы в Законодательное собрание
рассматриваются в полпредстве как одна из главных возможностей
развить успех в ослаблении позиций В.Яковлева.
Успешным было участие в предвыборных кампаниях. В заслугу
северо-западного полпредства можно отнести победу на выборах
в Коми экс-председателя Госсовета республики В.Торлопова,
сменившего неугодного Ю.Спиридонова. Кроме того, В.Черкесов
фактически обеспечил беспрепятственную победу главе Карелии
С.Катанандову. Выборы в Законодательное собрание Ленинградской
области, по итогам которых в парламенте сформировалась значительная
'прочеркесовская' группировка (14 мест из 50), на фоне конструктивных
отношений с В.Сердюковым также усилили контроль полпреда над
политической жизнью региона.
Активно укреплялись отношения с бизнес-элитой округа. В.Черкесов
получил поддержку крупнейших компаний, лоббируя их интересы
на федеральном уровне. Особым внимание полпредства пользуется
'Лукойл', который начал внедряться в экономику Калининградской
области и на топливный рынок Санкт-Петербурга, а также получил
поддержку полпреда в конфликте вокруг 'Вала Гамбурцева'.
Повышенное внимание уделялось лесной отрасли. Основные решаемые
здесь задачи: а) консолидация отрасли (создана Ассоциации
специалистов лесного комплекса Северо-Запада); б) расширение
государственного контроля; в) повышение инвестиционной привлекательности
(борьба с теневым рынком, разработка стратегии развития ЛПК).
Наметились также процессы консолидации в горнодобывающей
отрасли - был создан Горный совет. Были предприняты и попытки
усиления контроля над алкогольной и страховой отраслями.