ВВЕДЕНИЕ
Начало полугодия характеризовалось в первую очередь новыми
усилиями России по сближению с западными институтами и интеграционными
объединениями. Как показал генуэзский саммит 'большой восьмерки'
20-22 июля, Россия по мере своих возможностей постепенно включается
в решение тех глобальных проблем, которые обсуждаются на подобных
форумах, хотя эти возможности во многом сдерживаются современным
состоянием страны. Многие проблемы, волнующие развитые западные
страны и вызывающие наибольшие споры между США и Европой (Киотский
протокол, генетически измененные продукты), оказываются для
России малоактуальными в силу экономического разрыва с партнерами
по 'восьмерке', и участвовать в их решении на равных с ними
наша страна не может. Серьезные трудности встречает Россия
и на пути своего вступления в ВТО.
На политическом и военно-политическом направлениях Москва
и далее сосредоточивала основные усилия на сохранении Договора
по ПРО, понимая в то же время ограниченность своих возможностей
изменить американскую позицию. На двусторонние отношения оказывало
значительное воздействие наследие эпохи биполярности. В то
же время, В.Путин, придя к власти в момент, когда основные
механизмы 'сверхдержавного' могущества России уже безвозвратно
утеряны, как кажется, исходит из того, что страну нужно готовить
к отражению новых вызовов, строить полноценную региональную
державу, а не цепляться за остаточные глобальные рычаги, на
которые хронически не хватает средств и с которыми уже через
несколько лет все равно придется расстаться.
Террористические атаки на США 11 сентября и российская реакция
на них показали, что Россия в чем-то даже лучше, чем США,
подготовлена к восприятию новых вызовов и новых стратегических
приоритетов. Тем не менее, приспособление к изменившейся парадигме
мировой политики идет непросто и в нашей стране, зачастую
методом проб и ошибок. Перестройка мышления политического
и военного истеблишмента (особенно в вопросе о том, считать
ли теперь Запад союзником или по-прежнему противником) потребует
значительного времени и усилий.
Активизировав связи с США и Западной Европой (придав им новые
измерения, в первую очередь, в сфере борьбы с терроризмом),
заключив 'большой' договор с КНР, Россия в то же время пыталась
осваивать новые для себя региональные направления, 'размораживать'
те из них, которые до сих пор переживали застой. Особой активностью
в исследуемый период, например, отличались контакты с Польшей
(три встречи на высшем уровне, а также визит польского премьер-министра
в Москву), в результате которых удалось достичь прогресса
в вопросе о строительстве газопровода в обход Украины, а также
во многом снять напряженность, вызванную длительной полемикой
по поводу расширения НАТО. Новые отношения между Россией и
Западом, которые начали устанавливаться после 11 сентября,
создают возможности для частичного восстановления военно-технических
связей с бывшими союзниками по Варшавскому договору, в частности,
для участия России в модернизации некоторых образцов советской
боевой техники.
Впервые за долгие годы глава российского правительства посетил
Латинскую Америку. М.Касьянов в декабре побывал в Бразилии
и Венесуэле. 'Освоение' Западного полушария проявилось и в
обмене визитами на уровне глав правительств с Канадой. Москва
начала понимать, что уровень ее экономических связей с этим
интегрирующимся регионом неестественно низок. В то же время
финансово-экономический крах в Аргентине может отрицательно
сказаться на привлекательности региона для российского бизнеса.
Перед российской внешней политикой теперь, несомненно, будут
вставать новые нелегкие вопросы: до какой степени поддерживать
действия США, обосновываемые борьбой против терроризма; где
предел геополитическим уступкам России, неизбежным в таких
совместных действиях; как соблюсти баланс между западным и
незападными направлениями, который в настоящее время логично
сместился в пользу первого. Наконец, за всеми этими во многом
чрезвычайными обстоятельствами не должен исчезать и фундаментальный
вопрос: каким Россия хочет видеть в целом новый миропорядок
и как ей найти в этом миропорядке более справедливое место
для себя.