РОССИЯ - США
Республиканцы пришли к власти с 'великим проектом' создания
новой системы международной безопасности, которую они мыслят
в духе 'истинно американского интернационализма' (по выражению
госсекретаря К.Пауэлла). Администрация Дж.Буша считает, что
демократы в 1990-е годы явно не справились с этой задачей.
Ее правление началось с подчеркнутого отмежевания от клинтоновского
наследия не только в отношениях с Россией, но и с Европой,
Китаем, с 'расчистки площадки' для новой политики.
Республиканцы провалили ратификацию в сенате ДВЗЯИ, считают
допустимым расторгнуть Договор по ПРО, убеждены, что США необходимо
иметь максимальную свободу в адаптации американского стратегического
ядерного потенциала к новым вызовам безопасности и что возможность
непредвиденных изменений в балансе сил на глобальном и региональных
уровнях требует больше простора для односторонних действий
Вашингтона.
В первые месяцы ключевые фигуры в администрации (министр
обороны Д.Рамсфелд, госсекретарь К.Пауэлл, советник президента
по национальной безопасности К.Райс) делали заявления, смысл
которых состоял в том, что стремление России утвердить свое
место в мире часто проявляется в действиях, представляющих
угрозу американским интересам. К такой угрозе они в первую
очередь относили поставки Россией ракетных и ядерных технологий
Ирану, продажу вооружений государствам, которые Вашингтон
причисляет к 'проблемным режимам'. Американский подход к России,
по словам К.Пауэлла, должен быть 'очень реалистичным', схожим
с тем, которого команда Р.Рейгана придерживалась в отношении
Советского Союза, не затушевывая расхождения и сотрудничая
с Москвой в тех вопросах, где интересы двух стран совпадают.
Это означало, что США намерены жестко реагировать на укрепление
сотрудничества России с Ираном, заставить Москву платить высокую
цену за связи с неугодными государствами, как и за любые другие
действия, которые Вашингтон сочтет враждебными для себя.
Попытавшись отодвинуть Россию на задворки системы международных
отношений, администрация Дж.Буша получила обратный эффект
- укрепление отношений РФ с Европой, Китаем, государствами
Ближнего Востока. Москва активизировала военно-техническое
сотрудничество с государствами 'третьего мира', которые вызывают
беспокойство Вашингтона. Только в мае Россия уже заключила
соглашения или вела переговоры с Ливией, Алжиром, Сирией о
продаже вооружений и военной техники, об оказании помощи в
подготовке военных кадров этих стран.
Хотя борьба между различными группировками в окружении американского
президента, как и сам процесс выработки курса новой администрации
на российском направлении, еще далеки от завершения, команда
Дж.Буша, столкнувшись с реалиями мировой политики в качестве
действующей власти, была вынуждена внести коррективы в свои
исходные установки. Уже в преддверии и во время первого европейского
турне Дж.Буша в июне наиболее влиятельные фигуры в администрации
стали подчеркивать, что Россия не должна быть отделена от
Европы, что она должна занять в ней подобающее место. Стало
заметно, что Вашингтон переносит акцент с противостояния по
спорным проблемам на формирование позитивного подхода к разрешению
противоречий.
Перемены в политической риторике Вашингтона отражают то обстоятельство,
что он все еще находится в поиске ответов на многие вопросы,
касающиеся российско-американских отношений, что он еще не
решил для себя, от каких обязательств нужно отказаться, а
какие следует соблюдать. Воздушный инцидент с участием американского
разведывательного самолета и китайского истребителя показал
руководству США, что оно может оказаться перед угрозой конфликта
с Китаем самым неожиданным образом, и поэтому лучше не антагонизировать
Москву и не подталкивать ее к альянсу с Пекином.
Попытки установить конструктивный диалог с новой администрацией
были предприняты министром иностранных дел РФ И.Ивановым в
ходе переговоров в Париже 12 апреля с госсекретарем К.Пауэллом
и во время визита в США 18-19 мая. Уже в ходе парижской встречи
появились признаки того, что администрация Дж.Буша начинает
корректировать ранее взятый жесткий тон в отношении России
и выражать заинтересованность в нахождении точек соприкосновения
с ней по всем вопросам повестки дня - тем, по которым позиции
сторон совпадают или близки, и тем, где сохраняются разногласия.
При этом, однако, Вашингтон ясно дал понять, что консультации
с РФ не будут подменой реальных действий и что в подходящее
время США приступят к развертыванию НПРО независимо от того,
будет ли к тому моменту достигнуто соглашение с партнерами
по переговорам. Глава российской дипломатии подтвердил на
этих встречах готовность РФ достичь соглашения с администрацией
Дж.Буша по проблемам контроля над вооружениями, а также приверженность
Москвы Договору по ПРО. Москва стремилась к тому, чтобы поскорее
завершить период напряженности в российско-американских отношениях,
возникший с приходом республиканской администрации.
США предложили России разработать 'новые стратегические рамки'
отношений в сфере безопасности (включая новую концепцию сдерживания),
которые отвечали бы современным реалиям, когда РФ и США не
являются врагами, позволяя дополнить ядерный потенциал двух
стран возможностями технологий ПРО. Москва с настороженностью
относится к предложению ревизовать российско-американские
соглашения по стратегическим вооружениям, ведь эти договоры
- то немногое, что еще делает РФ и США равновеликими державами.
Соглашения по контролю над вооружениями отражают соотношение
сил между сторонами, и если тенденция 90-х годов продолжится,
России будет трудно добиваться от США, чтобы новые договоренности
строились на основе паритета. Тенденция к уменьшению бремени
американских обязательств по международным соглашениям и получению
большей свободы рук в обеспечении национальной безопасности,
если она окончательно возобладает в подходах администрации
Дж.Буша, создаст серьезные проблемы для России, будет порождать
конфликт интересов двух стран.
В результате переговоров вице-премьера А.Кудрина с министром
финансов США П.О'Нилом, которые прошли в Вашингтоне в конце
апреля в рамках весенней сессии МВФ, стало ясно, что США готовы
рассматривать в 2003 г. вопрос о реструктуризации российских
долгов Парижскому клубу, если Москва обратится к администрации
Дж.Буша со специальной просьбой (Германия и Великобритания
также дали предварительное согласие на это). Администрация
Дж.Буша официально не подтвердила, что она поддерживает идею,
которую накануне люблянского саммита озвучил Р.Перл (правда,
он не входит в ближайшее окружение президента), предложивший
списать долги, доставшиеся России от СССР.
По просочившимся в германскую прессу выдержкам из секретной
стенограммы беседы канцлера Г.Шредера и президента Дж.Буша
29 марта в Вашингтоне (их опубликовали еженедельники Focus
и Der Spiegel), США и ФРГ решили больше не предоставлять России
финансовую помощь, пока Москва не остановит утечку капитала
из страны. Эта причина была выдвинута, скорее, в качестве
предлога, а на самом деле подобное решение, если оно действительно
имело место, отражает сомнение в способности президента В.Путина
осуществить рыночные и демократические реформы в России, недовольство
США поставками российских вооружений Ирану. США и Запад в
целом не торопятся вносить ясность в вопрос о российских долгах,
предпочитая держать Россию 'на финансовом крючке' в ожидании
ее реакции на очередное расширение НАТО, решение о котором
должно быть принято в ноябре 2002 г. на саммите в Праге. В
случае принятия жестких ответных мер на расширение альянса
Россия едва ли сможет рассчитывать на облегчение бремени своих
долгов Западу.