РОССИЯ - НАТО
Политическая поддержка, которую Россия оказала США в противодействии
терроризму, использование ею своего влияния на центральноазиатские
государства и на антиталибское сопротивление в Афганистане
создали во многом уникальную ситуацию: участие нашей страны
в руководимой США коалиции оказалось по ряду аспектов важнее,
чем те формальные альянсы, в которых Вашингтон состоит.
Еще до событий 11 сентября со стороны ряда ведущих западных
политиков (в частности, канцлера ФРГ Г.Шредера) раздавались
заявления о возможности в долгосрочном плане членства России
в НАТО. После терактов в США, когда российская поддержка требовалась
западным странам на практике (а эффективность НАТО в деле
отражения таких угроз, как терроризм, оказалась весьма низкой),
появились и практические предложения. Во время поездки в Брюссель
в начале октября и встречи с генсеком НАТО Дж.Робертсоном
В.Путин договорился о том, чтобы создать постоянно действующий
рабочий орган, который будет разрабатывать пути расширения
сотрудничества между Россией и альянсом.
Это создавало почву для инициативы Т.Блэра, выдвинутой в
середине ноября. Она стала отражением настойчивых поисков
лидерами НАТО новых подходов к России, чтобы предложить ей
варианты сотрудничества взамен неработоспособного и неэффективного
(что признают обе стороны) механизма, действующего сейчас.
Т.Блэр предложил создать новый орган - Российско-Североатлантический
совет, - который должен создать политический механизм новых
отношений в сфере безопасности и в итоге привести к сотрудничеству
РФ и НАТО в таких областях, как борьба с терроризмом, контроль
над вооружениями, проведение миротворческих операций, противодействие
распространению ОМУ. Отличие нового органа от ныне действующего
СПС прежде всего в том, что для рассмотрения вопросов, относящихся
к его ведению, не требуется предварительного достижения согласия
внутри Совета НАТО. Эта структура должна быть наделена, по
замыслу Т.Блэра, полномочиями по принятию совместных решений
и их осуществлению. Общий смысл инициативы - переход от формата
'19 плюс 1' к формату '20', хотя и без предоставления России
полноправного членства в альянсе.
В то же время, когда дело дошло до обсуждения конкретных
деталей новой инициативы, стали возникать новые проблемы.
Одна из них - будет ли у России право вето в тех вопросах,
которые она сможет обсуждать совместно с НАТО. Генсек альянса
в ходе визита в Россию в конце ноября постарался уклониться
от ответа на этот вопрос, однако уже накануне брюссельского
заседания Совета НАТО в начале декабря четко заявил, что если
Россия и члены НАТО разойдутся во мнениях, НАТО проведет отдельную
встречу и примет соответствующие решение самостоятельно. Все
военные вопросы будут решаться в Совете НАТО, а не в объединенном
совете; Россия же, по его словам, не сможет помешать делам
альянса.
Заседание министров иностранных дел стран НАТО 6-7 декабря
явно стало шагом назад в начатом процессе перестройки отношений
альянса с Россией. Влиятельные американские эксперты консервативного
толка (З.Бжезинский, Г.Киссинджер, Р.Асмус) постарались доказать,
что любое право голоса России в НАТО может внести двусмысленность
в деятельность альянса, расколоть его и вызвать обеспокоенность
у восточноевропейских государств-кандидатов (не говоря уже
о том, что российское руководство многими аспектами своей
политики, якобы, компрометирует Запад). Под влиянием прежде
всего Пентагона министры ограничились в своем коммюнике достаточно
общей формулировкой о 'придании нового импульса и новой сути
нашему партнерству, с целью учреждения, совместно с Россией,
нового совета НАТО-Россия, для того чтобы находить и использовать
возможности для совместных действий в качестве двадцатки'.
Хотя согласие на учреждение 'двадцатки' было дано, ее реальные
полномочия остаются неясными; в любом случае, они будут более
ограниченными, чем это представлялось сразу после инициативы
Т.Блэра. О том, что сотрудничество НАТО с Россией будет иметь
четкие пределы, говорил на встрече министров обороны НАТО
18 декабря Д.Рамсфелд. 'Наша цель должна состоять в том, чтобы
найти конкретные пути совместной работы с Россией в тех областях,
где наши интересы совпадают. Но в то же время членство в НАТО
должно что-то означать, а НАТО должна защищать свои прерогативы
независимого принятия решений и самостоятельных действий силами
своих 19 членов. Ни одна страна не должна трактоваться как
де-факто член альянса или иметь привилегии, которых лишены
кандидаты на вступление в НАТО'.
В коммюнике министров обороны говорится, что следующий раунд
расширения НАТО начнется на саммите в Праге в ноябре 2002
г. По утверждению источников в НАТО, приглашение могут получить
от одного до пяти (из официальных - девяти) кандидатов. Предпочтительные
позиции имеют Словакия и Словения. Высоки также шансы у прибалтийских
государств.
Ясно, что НАТО, несмотря на меняющиеся подходы к России,
не желает отказываться ни от одной из намеченных целей - в
частности, от приема новых членов (причем независимо от их
географического положения). Восточноевропейские страны уже
проявили обеспокоенность возможным более тесным форматом российско-натовских
отношений, а отдельные их лидеры (например, президент Чехии
В.Гавел) высказали эти опасения открыто. Западу не в последнюю
очередь важно, чтобы 'медовый месяц' в его отношениях с Россией
не кончился после пражского саммита НАТО, на котором должны
быть приняты решения о приеме новых членов. Россия не должна
допустить, чтобы снятие ее возражений против принятия в альянс
прибалтийских государств стало единственным реальным результатом
замышляющейся перестройки российско-натовских отношений. Она
должна сделать все от нее зависящее, чтобы новые инициативы
Запада не стали для нее просто 'утешительным призом' за очередной
раунд расширения НАТО.
Роль НАТО в обеспечении безопасности своих членов, как показала
афганская кампания, снижается, что не устраивает руководство
альянса. Поэтому Запад не может не считаться с Россией. Получить
от нее максимальную поддержку, дать ей высказаться по интересующим
вопросам, продолжая держать ее на необходимой дистанции, чтобы
не допустить появления третьего мощного субъекта в альянсе
(помимо Америки и Европы) - вот, как представляется, цель
тех маневров, на которые пошел сейчас Запад.
В диалоге с НАТО Россия, даже несмотря на повышение ее значимости
в международных делах, остается слабой стороной. В то же время
использование своего возросшего влияния на российско-западных
форумах, расширение круга обсуждаемых вопросов в любом случае
будет шагом вперед, даже если голос России реально останется
совещательным. Если уж не удастся предотвратить прием прибалтийских
государств в НАТО, следует использовать возникшую ситуацию
для того, чтобы усилить свое влияние на политику своих бывших
сателлитов и тем самым дать им косвенно понять, что их тяга
к НАТО и стремление оторваться от России в конечном счете
бесполезны.
В то же время не должна впредь возрождаться двусмысленность
в вопросе о том, намерена ли Россия вступать в НАТО. То, что
ее там не ждут, стало очевидным, а попытка уравнять себя в
статусе кандидатов на вступление в НАТО с центрально-европейскими
государствами автоматически сведет на нет имеющиеся у России
возможности влияния на ситуацию, сузят свободу ее маневра,
заставят приспосабливаться к позиции Запада даже без шансов
вступить в его институты.