СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
После начала афганской операции США российское руководство
встало перед необходимостью определяться - какую позицию занимать
по отношению к возможному использованию США и их союзниками
военных объектов (в том числе и российских баз) на территориях
стран-членов СНГ. Позиция сформировалась не сразу: вначале
министр обороны С.Иванов, выступая в середине сентября в Ереване,
исключил возможность такого использования. Однако уже через
несколько дней официальной Москве под воздействием стремительно
меняющихся позиций ее среднеазиатских партнеров (прежде всего
Узбекистана) пришлось смягчать установку, что проявилось в
выступлении В.Путина, получившем известность как 'пять пунктов'.
Россия, пусть и не без колебаний, санкционировала 'вторжение'
США в свою традиционную сферу влияния. К концу года на военных
аэродромах Узбекистана, Киргизии и Таджикистана базировалось,
по официальным данным, около 5 тыс. солдат и офицеров стран-членов
НАТО и свыше 400 единиц натовских ВВС.
Хотя США, по их официальным заявлениям, не собираются сохранять
в среднеазиатских странах свое военное присутствие после окончания
афганской операции (правда, ряд сведений из иных источников
говорит об обратном, в частности, о намерении создать военно-воздушную
базу в Киргизии), налицо все больше признаков того, что свое
экономическое и политическое проникновение в этот регион они
считают долговременным.
Как заявила в декабре на слушаниях в подкомитете по Центральной
Азии и Кавказу Комитета по международным отношениям Сената
США помощник госсекретаря США Э.Джонс, 'когда афганский конфликт
завершится, мы не уйдем из Центральной Азии: мы хотим поддержать
центральноазиатские страны в их стремлении реформировать экономику
и общество так же, как они поддержали нас в войне с терроризмом.
Это долговременные отношения'. По ее мнению, товары и материалы
для послевоенной реконструкции Афганистана должны приобретаться
главным образом в соседних странах, что позволит стимулировать
их экономику'. Был определен и общий объем финансовых средств,
которые США готовы инвестировать в экономику центральноазиатских
государств - 10-11 млрд. долл.
Но средства эти, по заявлениям Вашингтона, будут доступны
только в том случае, если в соответствующих странах 'заметно
ускорятся экономические реформы, демократические процессы,
будут соблюдать права человека и формироваться сильное гражданское
общество'. Это делает будущее нынешних среднеазиатских режимов
значительно менее определенным. Готовность предоставить свои
базы американцам может не укрепить их власть, а только стимулировать
местную оппозицию к антиправительственным выступлениям. К
тому же нет никакой гарантии, что из Афганистана - даже при
новом режиме - не будет поступать помощь оппозиционным силам
в соседних странах.
Особое беспокойство подобные заявления американских официальных
лиц должны вызывать у лидеров Туркмении, которая менее всех
в регионе соответствует западным стандартам демократии. Кроме
того, Ашхабад отказался предоставить американским и британским
ВВС свои базы для проведения антиталибской операции. У США
есть сильный рычаг давления на Ашхабад - проект Трансафганского
газопровода, который начал реанимироваться после падения режима
талибов. Правда, этот проект рентабелен лишь при высоких ценах
на нефть и газ (соответственно 30 долл. за баррель и около
150 долл./тыс. кубометров), что при нынешней ценовой конъюнктуре
недостижимо. Однако как рычаг политического давления на страны
региона подобные проекты остаются весьма эффективными.
Линия России на союз с Западом отнюдь не разубедила последний
(и в первую очередь американскую администрацию) в правильности
курса на диверсификацию источников добычи и транспортировки
нефтегазового сырья, на освоение Каспийского бассейна, чтобы
его нефть (более качественная, чем тюменская) также стала
ценообразующим фактором на мировом рынке.
США (а также Турция) по-прежнему делают ставку на проект
Баку-Джейхан и стараются всячески втянуть Россию в сооружение
этого трубопровода. Положение для России в этой связи осложняется
тем, что Анкара предоставила данному проекту большие налоговые
льготы, после чего аргумент о его нерентабельности становится
сомнительным. Намерение США приостановить санкции против Азербайджана
в соответствии с 907-й поправкой к 'Акту о поддержке свободы',
согласие Баку на использование своих баз и воздушного пространства
в антитеррористической операции подкрепляют эту тенденцию.
Примечательно, что в ходе очередного обострения российско-грузинских
отношений из-за событий в Панкисском ущелье США фактически
оказали поддержку грузинской стороне, заявив, что именно российские
самолеты нарушили воздушное пространство Грузии.
Хотя ради совместной борьбы с терроризмом российско-американское
сотрудничество в регионах, прилегающих к зоне антитеррористической
операции, безусловно, оправданно, проблема сохранения позиций
РФ в этих регионах, наверняка, будет становиться все более
острой. Помимо неизбежного проигрыша американцам в экономическом
соперничестве Россия может потерять многие из своих козырей
в военной и военно-технической сферах, ибо вооруженные силы
и военные объекты во 'вновь осваиваемых' Вашингтоном среднеазиатских
государствах будут все больше перестраиваться по натовским
стандартам. В конце декабря появились сообщения о том, что
Таджикистан намерен потребовать от России плату за аренду
военного городка, в котором размещена 201-я МСД (150-200 млн.
долл. в год).
Под 'борьбу с терроризмом' многие лидеры постсоветских государств
хотели бы подверстать и те сепаратистские очаги, которые существуют
на их территориях. Наиболее яркие примеры - обострение грузино-абхазского
конфликта (в октябрьской вылазке из Панкисского ущелья чеченские
бандиты участвовали рука об руку с вооруженными формированиями
официального Тбилиси) и стремление Баку записать в террористы
лидеров Нагорно-Карабахской республики. Не столь радикальную
терминологию применяют лидеры Молдавии по отношению к Приднестровью,
однако и в Кишиневе раздаются (в расчете на благосклонность
Москвы) заявления официальных лиц о том, что 'приднестровское
оружие стреляет в Чечне'. Во всяком случае, позиция президента
В.Воронина по отношению к Тирасполю в последние месяцы резко
ужесточилась (введение таможенной блокады, отказ вести переговоры
с И.Смирновым). Это, однако, не помешало Смирнову одержать
триумфальную победу на президентских выборах 9 декабря. Положение
России, заключившей с Кишиневом в ноябре Базовый договор (где
содержатся обязательства об уважении территориальной целостности)
и стремящейся сохранить позиции на обоих берегах Днестра,
в результате значительно осложняется.
Таким образом, постсоветское пространство уже сейчас становится
основным регионом, где лидирующие позиции России в изменившихся
после 11 сентября международных реалиях проходят испытание
на прочность. Ставшее уже фактом проникновение США в традиционно
российские сферы интересов, догматизм и недостаточная оперативность
реакции Москвы на изменения в политике своих партнеров по
СНГ могут поставить эти позиции под сомнение.