БЛИЖНЕВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Продолжавшееся (хотя и с перерывами) в течение всего периода
противостояние между Израилем и палестинцами вызвало к жизни
новую волну дипломатических усилий. Как и ожидалось, на состоявшихся
в начале февраля всеобщих выборах в Израиле премьер-министр
Э.Барак потерпел поражение, и его сменил известный 'ястреб'
А.Шарон. Правда, новое правительство было сформировано на
многопартийной основе, и министром иностранных дел стал Ш.Перес,
сторонник более гибкой линии по отношению к палестинцам.
Судя по действиям новой американской администрации, она намерена
восстановить авторитет США в ближневосточном урегулировании,
в значительной мере подорванный при Б.Клинтоне. Именно Дж.Буш
вынудил А.Шарона отойти от своей непримиримой позиции, удерживая
израильского премьера от 'сверхреакции' на террористические
акты 'Хамаса' и 'Хезболлы'. В мае администрация США поддержала
'План Митчелла', смысл которого в немедленном прекращении
военных действий обеими сторонами, замораживании строительства
еврейских поселений на оккупированных территориях и принятии
палестинской стороной решительных мер против террористов.
Спустя месяц директор ЦРУ Дж.Тенет в ходе своей ближневосточной
поездки представил новый план, предполагающий, с одной стороны,
арест всех боевиков террористических организаций и пресечение
дальнейшей террористической активности, с другой - отвод израильских
войск на позиции, занимаемые ими до 28 сентября прошлого года,
и отказ от проведения боевых операций на территории Палестинской
автономии. Какие бы оговорки не выдвигали стороны относительно
американских предложений, именно на основе этих предложений
в последние месяцы строятся все мирные усилия, и именно они
позволяют Вашингтону удерживать инициативу.
Россия не хотела бы при новой американской администрации
быть отброшенной от процесса ближневосточного урегулирования.
В свою очередь, и конфликтующие стороны (в большей мере, конечно,
арабы) заинтересованы в активизации балансирующей роли России
в мирном процессе.