ДВА ЭТАПА И ДВЕ ЛОГИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО 
                  ПРОЦЕССА  
                  Первое полугодие 2001 года стало важной вехой как в определении 
                    главных векторов политического развития постъельцинской России, 
                    так и в институциональном оформлении президентства В.Путина. 
                    Этот период можно условно разделить на два разных по содержанию 
                    этапа. Первый охватывает время с начала года примерно до конца 
                    марта, то есть до того момента, когда В.Путин произвел пока 
                    наиболее существенные кадровые перестановки в высших эшелонах 
                    власти. На этом этапе ключевым фактором внутриполитического 
                    развития являлось столкновение линии на 'общественное успокоение', 
                    дальнейшую стабилизацию внутриполитической ситуации и выраженного 
                    в той или иной форме стремления части политических и общественных 
                    групп, прежде всего элитных, к переменам. Продолжалась борьба 
                    внутри команды В.Путина между старым поколением элиты ('старокремлевцами') 
                    и выдвиженцами нынешнего Президента, представленными в политическом 
                    плане прежде всего 'спецслужбистским', 'силовым' крылом его 
                    окружения ('новокремлевцами'). Она велась не только за расширение 
                    влияния на главу государства и укрепление своих позиций в 
                    госаппарате, но и за выбор той или иной стратегии развития 
                    России. 
                  При этом политическая линия самого В.Путина определялась 
                    постоянным балансированием между разными центрами влияния 
                    и в целом не выходила за рамки тактики, основанной, прежде 
                    всего, на поддержании высокого уровня массовых ожиданий и 
                    доверия к главе государства в разных социальных и политических 
                    группах. В.Путин пришел к власти благодаря своеобразному консенсусу 
                    между верхами и низами, сформировавшему мощный общественный 
                    запрос на фигуру, которая способна активно противодействовать 
                    негативным политическим факторам, одновременно выполняя как 
                    патерналистские, так и инновационные функции. На данном этапе 
                    Президент был вынужден 'раздваиваться' между полюсами этого 
                    противоречия. Такая политика обычно характеризуется как 'виртуальная' 
                    или 'популистская', что должно подчеркивать высокую активность 
                    в информационном поле при фактическом отказе от реального 
                    политического действия. Со временем конфликт между ипостасями, 
                    в которых поневоле выступал В.Путин, становился все острее, 
                    а возможностей для маневрирования и балансирования было все 
                    меньше. 
                  Линия на сохранение и укрепление стабильности столкнулась 
                    с мощными вызовами: 
                  - перспектива следующих президентских выборов требует предъявления 
                    элитам и нации конкретных результатов конкретной политики 
                    или, как минимум, свидетельств наличия таковой. При этом власть 
                    находится в весьма благоприятной бюджетной ситуации, когда, 
                    используя высокие доходы от экспорта энергоносителей, она 
                    без особых усилий может поддерживать привычный уровень жизни 
                    населения и даже несколько повышать его. Однако, во-первых, 
                    никто не может поручиться, что последний фактор не исчезнет 
                    через год-полтора, и, во-вторых, в 2003-2004 гг. России предстоят 
                    колоссальные выплаты по внешним долгам; 
                  - нарастало и раздражение влиятельных элитных групп неопределенностью 
                    ситуации, неясностью перспектив курса В.Путина. Так, руководители 
                    крупнейших нефтяных компаний не раз предпринимали публичные 
                    демарши, пытаясь добиться либерализации политики в отношении 
                    ТЭКа и, в конечном счете, отказа от заявленных Президентом 
                    планов 'национализировать' природную ренту; 
                  - ни в обществе, ни в элитах так и не вызрел внятный запрос 
                    на формирование такого 'нового курса', который бы сопровождался 
                    существенным ущемлением интересов элитных групп, чье влияние 
                    и чьи ресурсы были следствием специфического использования 
                    государственных институтов во второй половине 90-х годов; 
                  
                  - новая администрация США в жесткой форме требовала от Кремля 
                    реальных реформ, предпринимая при этом один символический 
                    жест за другим (начиная с ареста П.Бородина и заканчивая навязыванием 
                    качественно новых представлений о параметрах и инструментах 
                    обеспечения стратегической стабильности). 
                  Содержание второго этапа, начавшегося в апреле, после обнародования 
                    текста ежегодного Послания Президента Федеральному Собранию, 
                    определяется в первую очередь переходом В.Путина от 'виртуальной' 
                    политики к 'реалистическому' курсу. Ориентиры нового курса 
                    следующие: 
                  - существенное улучшение условий для предпринимательской 
                    деятельности - при сокращении социальных обязательств государства, 
                    но без снижения текущего уровня потребления населения; 
                  - повышение управляемости государственной машины в целом 
                    за счет ограничения влияния олигархических интересов на федеральную 
                    власть и оптимизации федеративного устройства; 
                  - поддержание конструктивного взаимодействия с мировыми центрами 
                    силы - с демонстративным учетом во внешней политике и политике 
                    обеспечения безопасности всестороннего сокращения ресурсного 
                    потенциала России и игнорированием традиционных ('имперских') 
                    ожиданий большей части граждан и элиты; 
                  - поддержание в общественном сознании благоприятного образа 
                    В.Путина - но без принесения в жертву президентскому рейтингу 
                    решения вышеперечисленных задач (имея в виду, что высокий 
                    рейтинг имеет прагматический смысл лишь в течение последнего 
                    года перед выборами главы государства). 
                  В контексте такого целеполагания поддержание общенационального 
                    консенсуса и баланса диаметрально расходящихся интересов социальных 
                    слоев, а также взаимоотношения между отдельными группами и 
                    фракциями в высших эшелонах власти приобретают подчиненный 
                    характер. Более того, потенциальные угрозы Президенту, исходящие 
                    от политической системы, начинают блокироваться через принятие 
                    законодательных актов, нацеленных на нивелирование политических 
                    рисков (закон о политических партиях, судебная реформа, 'подвешивание' 
                    закона о третьем сроке губернаторов и т.д.). Иначе говоря, 
                    на первое место выходят проблемы институционального оформления 
                    политического режима (его 'дизайна'), выработки устойчивых 
                    (нередко неформальных, 'теневых') механизмов взаимодействия 
                    с разными группами элиты. Такой логикой политического поведения 
                    часто пользовался Б.Ельцин, особенно во второй срок своего 
                    президентства, часто меняя параметры политического курса для 
                    сохранения и укрепления своих позиций во властной элите. 
                  В отличие от Б.Ельцина, чьи программные заявления носили, 
                    как правило, декларативный характер, В.Путин и его ближайшие 
                    соратники на протяжении последующих после Послания месяцев 
                    убедительно продемонстрировали серьезность своих намерений. 
                    В этот период правительство утвердило программы реструктуризации 
                    двух естественных монополий (РАО 'ЕЭС России' и МПС). Дума 
                    утвердила ряд важных, разработанных президентской администрацией 
                    и правительством, законов. Во втором чтении был одобрен Земельный 
                    кодекс, включающий положение о праве частной собственности 
                    на землю. Были приняты законы о приватизации, практически 
                    передающие решение этой важнейшей задачи в руки исполнительной 
                    власти; об отмывании денег, добытых преступным путем. Наконец, 
                    депутаты утвердили ряд законопроектов по судебной реформе, 
                    в том числе заметно ослабляющие карательные и надзорные функции 
                    прокуратуры, приступили к обсуждению либерального Трудового 
                    кодекса. Правительство постановило также начать сложную реформу 
                    жилищно-коммунального сектора. 
                  В этот же ряд логично поставить и выраженную на саммите в 
                    Генуе готовность Российской Федерации пойти на компромисс 
                    с США по формированию новых параметров и критериев обеспечения 
                    стратегической стабильности. 
                  Здесь же следует упомянуть и долгосрочную задачу, поставленную 
                    Президентом перед Д.Козаком, одним из ближайших и доверенных 
                    своих сотрудников, по подготовке пакета законопроектов упорядочивающих 
                    федеративное устройство, что неизбежно повлечет за собой целый 
                    комплекс конфликтов интересов, чреватых социально-политической 
                    нестабильностью в некоторых регионах. 
                  Следование таким курсом рано или поздно негативно скажется 
                    на популярности В.Путина. Очевидно, это стало серьезным и 
                    продуманным решением.