ЧАСТИЧНЫЕ УСПЕХИ В БОРЬБЕ С "ОЛИГАРХАМИ"
Лишь частичными успехами завершились и попытки Президента
ослабить влияние 'олигархов'. Они в определенной степени были
оттеснены от механизма принятия политических решений, но сохранили
огромную экономическую власть и широкие возможности лоббирования
на уровне правительства. Более того, экспансия крупнейших
монополий в новые отрасли и сферы экономики только усилилась
(покупка компании ОНАКО Тюменской нефтяной компанией, расширение
зоны влияния на рынке СМИ рекламного гиганта 'Видео Интернэшнл',
действующего в тесном контакте с 'семейным олигархом' Абрамовичем
и т.д.). Неудачей закончилась попытка В.Путина усилить государственный
контроль над 'Газпромом' путем направления на должность председателя
директоров этой компании близкого к Президенту первого заместителя
главы администрации Д.Медведева.
Понимая, что 'кавалерийская атака на капитал' не удалась,
В.Путин стал менять тактику. В сложной закулисной борьбе с
'семьей' он сумел установить личный контроль над 'Росвооружением',
назначив руководителем этой компании своего доверенного представителя.
Было объявлено о планах создания мощного государственного
предприятия 'Кремль' на базе Управления делами Президента
с передачей ему значительных ресурсов.
Наиболее успешной следует признать борьбу В.Путина с 'информационными
олигархами' - Гусинским и Березовским. В конечном итоге к
концу года оба они оказались в роли политэмигрантов, причем
Гусинский даже был задержан испанскими властями по представлению
Генеральной прокуратуры России. В результате этой борьбы Березовский
потерял контроль над ОРТ, а 'Медиа Мост' оказался под постоянным
прессингом правоохранительных и налоговых органов, кредиторов.
Можно назвать три основные причины, предопределившие успех
Президента в борьбе с 'информационными олигархами'. Во-первых,
ни Гусинский, ни Березовский к моменту объявления 'войны'
не имели доступа к реальному сектору. Глава государства мог
спокойно развивать наступление на них, не опасаясь последствий
для национальной экономики. Во-вторых, к началу 2000 г. российские
элиты политически уже консолидировались вокруг В.Путина и
негативно относились к попыткам подорвать этот консенсус,
сформировать некую новую оппозицию. Это обстоятельство поясняет,
почему двум информационным олигархам так и не удалось получить
поддержки элит. Нужно также отметить, что оба медиа-магната
давно считались 'наиболее слабым звеном' российской олигархии,
поскольку, по разным причинам, нажили себе немало врагов,
чем и воспользовались власти. Особенно успешной оказалась
для них 'Операция Бобков', в итоге которой были опубликованы
архивы компромата, собранные в охранных службах 'Медиа-Моста'
и повергшие в шок элиту. Желание выступать в защиту Гусинского
после этой акции явно снизилось. В-третьих, для общественного
запроса на сильную власть, на волне которого В.Путин и был
избран Президентом, были характерны сильные антиолигархические
настроения. В этом контексте деятельность Гусинского и Березовского
воспринималась как дестабилизирующая ситуацию и потому вызывала
негативную реакцию. Поэтому, несмотря на большие усилия, 'информационным
олигархам' так и не удалось добиться мобилизации общественного
мнения в свою поддержку.
Результатом поражения Гусинского и Березовского стало доминирование
Кремля в информационном пространстве России. В перспективе
это может стать важным фактором укрепления власти В.Путина
при условии, если такое доминирование будет дополнено экономическим
ростом.