Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/rus2000_14_05.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:44:05 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2000 г. ? 14 | Стабильность вместо перемен?

СТАБИЛЬНОСТЬ ВМЕСТО ПЕРЕМЕН?

Пытаясь компенсировать отсутствие реальных политических изменений, В.Путин сосредоточил внимание на стабилизации и структуризации нового политического порядка. Важнейшую роль в этом, как уже отмечалось выше, должно сыграть установление контроля над информационным пространством (помимо двух общенациональных каналов, президентской команде необходимо добиться доминирования лояльных Кремлю СМИ в российском Интернете).

Другим направлением стабилизации стали попытки создания корпоративных структур, подконтрольных государству. Речь, в первую очередь, идет о планах консолидации крупного бизнеса в рамках обновленного Российского Союза промышленников и предпринимателей. Однако РСПП в расширенном составе с самого начала проявил стремление к тому, чтобы стать партнером, а не клиентом власти.

Гораздо большие шансы на успех, судя по всему, имеет президентская инициатива по реформированию новой партийной системы. В конце декабря В.Путин внес в Думу проект закона, который ориентирован на реализацию двух задач - резкое сокращение числа партий и установление контроля над ними путем перевода наиболее крупных на госфинансирование. Проект в целом встретил позитивную реакцию партийно-политического истеблишмента, поскольку открывает перспективу стабильного пребывания последнего во власти на протяжении долгого периода и превращения в замкнутую корпорацию.

Относительная успешность, с которой президентская власть проводила во второй половине 2000 г. стабилизационные меры, во многим предопределялась благоприятным отношением к В.Путину со стороны общественного мнения. Даже события, последовавшие за катастрофой АПЛ 'Курск', привели лишь к временному снижению его рейтинга. Эта трагедия, а также взрыв на Пушкинской площади и пожар на Останкинской телебашне продемонстрировали прочность общественной поддержки Президента. Проблема в том, что в последние месяцы оказалась под вопросом материальная основа этой поддержки - благоприятная конъюнктура на мировых рынках энергоресурсов.

Вместе с тем, следует отметить, что главе государства удалось компенсировать проблемную ситуацию в экономике успешными политическими решениями, связанными, во-первых, с использованием аппаратных рычагов (и особенно ФКЦБ) в борьбе против чубайсовского плана реструктуризации РАО 'ЕЭС' и, во-вторых, с достижением благоприятных итогов выборов в Ульяновской и Воронежской областях.

После этого В.Путин провел ряд важнейших встреч - с ключевыми министрами, полпредами, лидерами думских фракций, губернаторами (Госсовет), фактически расставляя последние точки над 'i' в сложившейся системе своих отношений c политическим миром России. Главной особенностью этих контактов является то, что Президент впервые реально, а не только авансом, начал выстраивать свою линию как более сильная сторона, действующая эффективно и беспроигрышно. Он вынудил своих партнеров принять его точку зрения на происходящее, конкретизировал и уточнил новые правила политической игры.

Но оснований для эйфории явно недостаточно. Перспективы 'дела Гусинского' пока туманны. Налицо и серьезные проблемы в кадровой политике. Обоснованными выглядят и укоры в адрес В.Путина по поводу недооценки им политической роли 'гражданского общества'. Президент, по-видимому, смотрит на политику через призму несколько старомодных шаблонов. Как известно, в прошлом веке была распространена концепция самодостаточности политической сферы, институционального формализма и буквализма в трактовке демократии. Эта концепция, подчиняющая гражданское общество политическому и не признающая за отдельным гражданином или небольшой группой граждан тех же политических прав, которые признаются за партиями, наложила свой отпечаток и на проект нового закона о партиях.

В новом году Кремль, судя по всему, будет вынужден осуществить два взаимосвязанных выбора - стратегии развития страны и идеологически однородной команды, способной эту стратегию реализовать. Но это потребует кардинального изменения нынешних политических реалий и концентрации в руках главы государства всех имеющихся ресурсов. Очевидно, что В.Путин, отдает себе в этом отчет и готовится встретить новые проблемы во всеоружии.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2000 г. ? 14 | Стабильность вместо перемен?

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх