Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/rus2004_21-22_28.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:08:16 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2004 г. ? 21-22 | Международное положение России | Второе полугодие | Ближний и Средний Восток

Ближний и Средний Восток

Ирак. Развитие событий в Ираке в минувшем полугодии показало, что формальное прекращение американо-британской оккупации не принесло мира этой стране. Особенно острой остается проблема безопасности. Ее нерешенность - основное препятствие на пути реконструкции страны. Периодически вспыхивают масштабные вооруженные столкновения между правительственными войсками, силами многонациональной коалиции, с одной стороны, и силами "сопротивления".

Россия вместе с остальными членами Совета Безопасности ООН проголосовала 12 августа за принятие резолюции 1557 о продлении на один год мандата Миссии ООН по содействию Ираку (ЮНАМИ). Резолюция подтверждает ведущую роль ООН в оказании помощи иракскому народу и правительству в деле формирования институтов государственной власти и реконструкции страны. Ввиду отсутствия необходимых условий безопасности ЮНАМИ осуществляет свою деятельность в основном с территории близлежащих стран (Иордании, Кувейта, Кипра).

8 декабря в Москве прошли переговоры В.Путина с премьер-министром временного правительства Ирака Аядом Аллави. Это был первый российско-иракский саммит после свержения С.Хусейна. Иракский премьер стремился заручиться российской поддержкой в отношении намеченных на 30 января 2005 г. всеобщих выборов в Переходную национальную ассамблею и получить помощь в обеспечении условий безопасности для их проведения. Иракские власти ожидают, что голосование продлится 15-20 дней. Они обвиняют Иран и Сирию в спонсировании политической и вооруженной оппозиции.

В.Путин открыто высказал сомнения в возможности проведения честных выборов в Ираке в условиях полной оккупации страны иностранными войсками, при этом выразил понимание того, что в одиночку, без поддержки извне, иракское правительство едва ли способно удержать ситуацию под контролем и предотвратить распад страны.

Хотя Россия выступает в поддержку усилий временного иракского правительства в борьбе с терроризмом, она считает, что происходящие в Ираке негативные процессы в сфере безопасности выходят далеко за рамки этой проблемы. Ирак сталкивается с угрозой дезинтеграции по этнорелигиозному признаку, превращения в "несостоявшееся государство", перманентный очаг напряженности в регионе. Россия с самого начала выступала за налаживание широкого межиракского диалога с участием всех политических, этнических, религиозных сил страны, включая и конструктивную оппозицию, хотя на авторство подобного подхода претендует и Франция.

Россия списала более чем на 90% внешний долг Ирака, что больше доли любого другого члена Парижского клуба. Вопрос о долге мог бы стать и одним из инструментов влияния на новые иракские власти, однако Россия снова вынуждена платить за членство в западных структурах, на сей раз - за участие в Парижском клубе кредиторов. Вместе с тем, Москва ясно дала понять, что ожидает в ответ от иракской стороны учета интересов российских компаний. Аяд Аллави, не давая конкретных заверений, заявил, что Москве будет отведена "ведущая роль" в восстановлении разрушенной иракской промышленности.

Арабо-израильский конфликт. В минувшее полугодие произошли радикальные перемены, связанные в первую очередь со смертью 11 ноября лидера Палестинской автономии Я.Арафата. Политический кризис начал сотрясать автономию еще задолго до кончины ее руководителя. Россия же продолжала усилия по продвижению "дорожной карты" ближневосточного урегулирования в рамках четверки международных посредников. Этому были посвящены две поездки С.Лаврова по странам региона (в сентябре и ноябре). Дипломатические позиции России в ближневосточном урегулировании явно осложняются, ведь она привыкла делать ставку на одного бесспорного лидера. Хотя преемником Арафата на посту лидера Палестинской автономии сравнительно легко и безболезненно стал М.Аббас, нет гарантий, что он будет способен сплотить вокруг себя весьма разнородные группировки палестинского сопротивления, некоторые из которых вовсе не собираются прекращать вооруженную борьбу против Израиля. Определенную надежду внушает то, что Израиль пока относится к новому палестинскому лидеру явно позитивнее, чем к его предшественнику.

  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2004 г. ? 21-22 | Международное положение России | Второе полугодие | Ближний и Средний Восток

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх