Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/rus1999_12_rosevro.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:12:23 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 1999 г. ? 12 | Международное положение Росcии | Основные тенденции | Россия - европейский союз

РОССИЯ - ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

В отношениях с ЕС истекшее полугодие было очень непростым. Главным событием стал двусторонний саммит, состоявшийся 22 октября в Хельсинки. Стороны сверили свои взгляды на перспективы двусторонних отношений, обсудили политические и экономические проблемы, включая совместные усилия в борьбе с международной преступностью и возможности сотрудничества в восстановлении югославской экономики. Премьер В.Пу-тин представил программу 'Стратегия развития отношений с ЕС на среднесрочную перспективу 2000-2010 гг.', изложил российское видение того, как должны строиться двусторонние связи, а также разъяснял российское понимание ситуации в отношениях Москвы с МВФ.

Программа предусматривает укрепление партнерства, предупреждение и разрешение совместными усилиями локальных конфлик-тов в Европе с акцентом на международное право, а не на право силы. Россия может поддержать рост экономики и обеспечение занятости ЕС по торгово-инвестиционным каналам и путем стабильного снабжения топливно-сырьевыми ресурсами. Одновременно она добивается благоприятных условий для вложения рос-сийских капиталов в зоне ЕС, признания Брюсселем прогрессивных изменений в российской антимонопольной политике и нормализации 'режима экспорта' в ЕС. Москва добивается для российских компаний права участвовать в тендерах по конт-рактам на восстанов-ление экономики Югославии. ЕС не допускает их к участию в конкурсе, а речь идет о сред-ст-вах ЕС в размере 4,5 млрд. долл. Возражения вызывают также антидемпинговые меры ЕС в отношении российских производителей. Москва уже сейчас ставит перед ЕС вопрос об уче-те ее интересов при расширении общего рынка Евросоюза на страны ЦВЕ, которые будут вступать в ЕС, поскольку промедление на прошлом этапе расширения не удалось потом восполнить. Для России небезразлично также будущее единой европейской валюты, так как ЕС является ее крупнейшим торгово-экономическим партнером. Евросоюз настоятельно ре-комендует привязать российскую национальную валюту к евро, однако слабость евро по отно-шению к доллару заставляет проявлять большую осторожность в этом вопросе и не спе-шить с переориентацией российских валютных резервов с доллара на евро. Что касается со-труд-ни-чества в правоохранительной сфере, Москва предлагает объединение усилий в борь-бе с терроризмом и финансово-экономическими преступлениями транс-наци-ональ-но-го харак-тера.

Российский вариант совместной программы развития двусторонних отно-шений в основном совпадает с тем, что содержится в общей стратегии Евросоюза в отно-шении России, принятой на саммите ЕС в Кельне в июне с.г. Но Россия добивается того, чтобы в совместной программе РФ-ЕС она была признана привилегированным партнером Европы на пространстве бывшего СССР, чтобы Евросоюз отказался от постулата, что Россия является только получателем помощи, так как она сама может помочь Европе, к примеру, в области космонавтики или в строительстве трансъевразийских коммуникаций.

Естественно, что особое внимание участников встречи привлекала ситуация в Чечне. Российской стороне не удалось переубедить своих собеседников - председателя Европейского Совета П.Липпо-нена, председателя Еврокомиссии Р.Проди и Генерального секр-е-таря Совета ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Х.Солану. Признавая необ-ходимость борьбы с терроризмом, ЕС, тем не менее, счел несоразмерным использование военной силы и призвал Москву от военных действий перейти к политическому урегулированию с чеченскими 'властями'. Встреча 'Россия - Евросоюз' показала, что ЕС не раз-деляет российского понимания причин кризиса в Чечне.

Свидетельством заметного ухудшения отношений между Россией и ЕС из-за 'че-чен-ской проблемы' стало решение Великобритании, Германии, Франции, Швеции и Дании понизить уровень своего представительства на конференции ЕС по 'северному измерению', проходившей 11 ноября в Хельсинки. На эту встречу, которая была специально посвящена вопросам сотрудничества ЕС с Россией на северо-западе Европы (включая и Прибалтику) и давно готовилась Финляндией, они не направили своих министров иностранных дел в знак протеста против действий РФ в Чечне. 'Мягкий' бойкот со стороны ведущих держав ЕС исключил при-нятие важных решений и не мог не принизить значение самого события.

На саммите ЕС в Хельсинки (10-11 декабря) лидеры Евросоюза вновь призвали Россию прекратить боевые действия. Франция и Германия придерживались наиболее жесткой позиции, предлагая принять политические и экономические санкции против России в случае продолжения военной операции в Чечне. Но в результате дискуссий возобладала умеренная позиция. В совместном заявлении страны ЕС, признавая Россию важным партнером Европы и право РФ защищать свою территориальную целостность и бороться с терроризмом, в то же время назвали проводимую в Чечне операцию 'нераз-борчивым и неадекватным использованием военной силы'. ЕС направил в Москву отдельное обращение, в котором предъявил требования - перевод урегулирования в русло переговоров (при посредничестве ОБСЕ), пре-кращение огня и достижение договоренности с 'правительством' Масхадова, которое, со своей стороны, должно осудить терроризм. В случае отказа Евросоюз пригрозил использовать все имеющиеся у него возможности воздействия - пересмотреть общую стратегию отношений с Россией, заморозить некоторые положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с РФ, понизить торговый статус РФ и осуществить в полном объеме антидемпинговые процедуры, прекратить предоставление кре-дитов в рамках программы ТАСИС, свернуть продо-воль-ственную помощь, а также отозвать послов для консультаций. После поездки председателя ОБСЕ К.Воллебека на Северный Кавказ в середине декабря и его доклада на встрече министров иностранных дел государств 'большой восьмерки' в Берлине позиция ЕС по сути не изменилась, однако стала уже не столь жесткой.

Подход Евросоюза к 'чеченской проблеме' продиктован не реальной оценкой происходящего в Чечне, а в значительной степени является данью общественному мнению, сложившемуся на Западе еще в период первой чеченской кампании 1994-1996 годов; с тех пор в западном сознании устойчиво неприятие любых силовых действий Москвы в Чечне. Впрочем, в странах ЕС немало и тех, кто заинтересован в том, чтобы Чечня и Северный Кавказ оставались регионом нестабильности, куда откачивались бы ресурсы Российского государства, подрывая его способность конкурировать с Западом в тех сферах, где их интересы противоречат друг другу. При этом нынешняя реакция Запада имеет свои особенности. Хотя в правящих кругах нет единства по поводу мер воздействия на Москву (одни предлагают ввести санкции, другие не хотят 'перегибать палку', опасаясь загнать в тупик отношения с Россией), в целом нынешняя позиция является более жесткой, что связано с изменившимся характером отношений между Россией и Западом.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 1999 г. ? 12 | Международное положение Росcии | Основные тенденции | Россия - европейский союз

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх