КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН  
                  Прошедшее полугодие стало периодом, когда 'эйфорический рывок 
                    к Каспийскому морю умерили разумные ожидания'. Именно такое 
                    признание сделал специальный представитель США по вопросам 
                    энергетического и торгового сотрудничества с 'новыми независимыми 
                    государствами' Я.Калицки на состоявшейся в начале декабря 
                    в Вашингтоне конференции по проблеме каспийских трубопроводов. 
                    Подобный вывод проистекает из все более отчетливого разрыва 
                    между политическими амбициями США в Каспийском регионе и соображениями 
                    коммерческой целесообразности, не позволяющими осуществить 
                    эти амбиции в полном объеме.
                  Официальная линия США по-прежнему заключается в поддержке 
                    идеи множественности маршрутов нефте- и газопроводов через 
                    регион. Это - проекты Каспийского трубопроводного консорциума 
                    (КТК) через территорию России, нефтепровода Баку-Супса, Транскаспийского 
                    газопровода с территории Туркменистана и нефтепровода Баку-Джейхан. 
                    Выступая в начале июля на слушаниях в конгрессе, специальный 
                    советник госсекретаря США по делам 'новых независимых государств' 
                    С.Сестанович заявил, что интересы США не ограничиваются добычей 
                    нефти и газа. Администрация США, по его словам, намерена и 
                    дальше способствовать урегулированию конфликтов в Нагорном 
                    Карабахе и Абхазии, укреплению стабильности и демократии в 
                    республиках Закавказья и Средней Азии, созданию в этих государствах 
                    рыночной экономики и интеграции их в мировую экономику. И 
                    конечно, Вашингтон заинтересован в укреплении ключевой роли 
                    Турции в качестве географического, торгового и культурного 
                    моста между Каспийским регионом и Европой, служащего еще и 
                    полюсом притяжения для бывших южных республик СССР. Одна из 
                    важнейших задач, преследуемых США, - предотвращение прокладки 
                    магистральных трубопроводов по территории Ирана.
                  Все эти соображения предопределили ведущую роль, которую 
                    США отвели именно проекту нефтепровода из Баку в Джейхан (Турция), 
                    несмотря на декларируемую 'множественность' приоритетов. Основная 
                    проблема, однако, возникла из-за того, что нефтяные компании, 
                    участвующие в каспийских нефтеразработках, не поддержали проект 
                    в таком виде ввиду его дороговизны и недостаточной безопасности 
                    (в первую очередь - прохождение трубопровода по территории, 
                    где турецкие власти осуществляют геноцид курдов), предпочтя 
                    более дешевый путь от Баку до Супсы (Грузия), а далее по Черному 
                    морю через Босфор.
                   
                  Весьма вероятный провал проекта Баку-Джейхан станет серьезным 
                    политическим поражением как для американской администрации, 
                    так и в особенности для Турции. Сообщения об изменении 'западного' 
                    маршрута появились незадолго то того, как в Анкаре 29 октября 
                    должно было состояться подписание соглашения между главами 
                    участвующих в проекте государств о строительстве нефтепровода 
                    по турецкому маршруту. Вместо этого была подписана мало что 
                    значащая декларация. С тех пор все усилия администрации США 
                    направлены на то, чтобы примирить интересы нефтяных компаний 
                    с интересами правительств тех стран, которые участвуют в проекте. 
                  
                  Свои интересы в регионе есть и у Европейского Союза, который 
                    спонсировал проведение в Баку 7-8 сентября конференции по 
                    проекту 'Шелковый путь' с участием президентов, премьер-министров 
                    и высокопоставленных чиновников из 33 стран, включая США, 
                    Китай, Японию, а также 12 международных организаций. Проект 
                    предусматривает модернизацию и создание транспортных коммуникаций, 
                    соединяющих Европу с Закавказьем и Азией. 14 стран, которые 
                    составляют основу группы ТРАСЕКА ('Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия'), 
                    подписали Бакинскую декларацию, в которой обязались осуществить 
                    данный проект, возродив исторический торговый 'шелковый путь'. 
                    К получению в перспективе нефти и газа из региона Каспия и 
                    Центральной Азии проявляют интерес также США, Китай и Япония.
                  Идея возрождения 'шелкового пути' зародилась в значительной 
                    мере в результате того, что Запад направляет миллиардные инвестиции 
                    на освоение энергоресурсов Прикаспия и Центральной Азии (один 
                    только Азербайджан подписал с 20 иностранными нефтяными компаниями 
                    контракты на 30 млрд. долл.) и стремится получить рычаги контроля 
                    за ситуацией в этих регионах и поведением расположенных здесь 
                    государств.
                  Соображения России о том, что она может предоставить более 
                    удобные и экономически выгодные маршруты торгового потока 
                    и трубопроводной связи, чем намечаемые в проекте (аналогичные 
                    доводы приводил и Иран), были проигнорированы. Ведь главный 
                    замысел проекта - политический: создать торгово-транспортный 
                    путь из Западной Европы на Дальний Восток именно в обход России 
                    и ее трансъевразийских коммуникаций. Ради этой цели Запад 
                    готов закрыть глаза даже на то, что далеко не все правительства 
                    стран, через которые должен пройти 'шелковый путь', в состоянии 
                    контролировать собственную территорию. Запад ясно дает понять 
                    республикам бывшего СССР, что российский маршрут - это не 
                    путь к энергетической, а значит и политической независимости. 
                    Президенты Узбекистана и Грузии И.Каримов и Э.Шеварднадзе 
                    не скрывают, что они приветствуют проникновение Запада в регион 
                    и его стремление усилить в нем свое влияние с помощью проекта 
                    'шелковый путь'. 
                  Откровенно политическая подоплека западных нефтяных и транспортных 
                    проектов в Каспийском регионе, имеющийся в них немалый элемент 
                    блефа (чему особенно способствуют правящие режимы некоторых 
                    прикаспийских государств, склонные намного завышать реальные 
                    запасы нефти), а иногда и прямая их коммерческая невыгодность 
                    могли бы сыграть на руку России и ее интересам в 'южном подбрюшье', 
                    если бы она сама зачастую не поддавалась на этот блеф, соизмеряла 
                    бы интересы своих нефтяных компаний с интересами государства, 
                    не предпринимала бы столь поспешно шаги, которые оказываются 
                    в итоге невыгодными для нее самой (согласие на изменение статуса 
                    Каспия - пример тому). Падение мировых цен на нефть (а по 
                    прогнозу министерства энергетики США, только к 2007 г. они 
                    смогут вернуться на уровень 1997 г.) будет только охлаждать 
                    интерес нефтяных компаний к проектам типа Баку-Джейхан.