ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
Вопрос об отношениях с Россией рассматривался ЕС главным
образом с точки зрения последствий кризиса 17 августа для
внутренней эволюции самой РФ и для ее отношений с Западом
и странами Восточной Европы. ЕС вынужден был признать, что
часть вины за то, что произошло в России, лежит на Западе.
Как заявил канцлер Германии Г.Шредер во время визита в Москву
в ноябре, имея в виду западные финансовые структуры: 'В прошедшие
годы экономическая наука не всегда давала правильные рекомендации
таким крупным странам, как Россия'.
Визит российского премьер-министра Е.Примакова в Вену 27
октября взамен заболевшего Президента Б.Ельцина для переговоров
Россия-ЕС не принес крупных договоренностей. На них обсуждались
вопросы экономического положения России, борьбы с международной
преступностью, торговые отношения РФ-ЕС (на Евросоюз приходится
40% внешнеторгового оборота России), проблема очистки российских
ядерных отходов, вопросы европейской безопасности, включая
ситуацию вокруг Косово и отношения России с соседними странами,
ближневосточный процесс. Российский премьер обратился к ЕС
с просьбой признать за РФ полноправный рыночный статус, что
облегчило бы доступ российских товаров на европейский рынок
и сняло бы антидемпинговые санкции против российских производителей.
Важным подтекстом визита Е.Примакова с внешнеполитической
точки зрения является зондаж со стороны австрийского руководства
относительно российской реакции на возможность пересмотра
Австрией своего нейтрального статуса и вступления в НАТО.
Е.Примаков ясно дал понять, что Москва не приемлет ревизию
австрийского нейтралитета.
14 декабря ЕС подписал соглашение о выделении России 112,2
млн. экю на следующие три года для осуществления 30 совместных
проектов в восьми областях сотрудничества. Помимо этого ЕС
одобрил программу продовольственной помощи России стоимостью
400 млн. экю. Попытка России найти именно у Европейского Союза
понимание ее нынешнего положения не случайна. В последнее
время США гораздо больше озабочены тем, как помочь странам
ЮВА выйти из кризиса, а таким государствам, как Бразилия,
- отразить его приближение. Но следует ясно понимать, что
главный приоритет для ЕС - это консолидация своей ближней
периферии, пояса сопредельных стран ЦВЕ перед перспективой
длительной нестабильности в России.
Более того, как показал визит премьер-министра Т.Блэра в
КНР 6-10 октября, для Великобритании и других западноевропейских
держав Китай является самой привлекательной из числа нарождающихся
рыночных систем. ЕС ясно дает понять, что на обозримую перспективу
Россия не может претендовать на присоединение к Европейскому
Союзу. Кризис в России поставил крест на планах проведения
переговоров РФ и ЕС о создании зоны свободной торговли, формировании
общего торгового пространства, хотя еще в мае об этом говорили
некоторые лидеры стран ЕС, в частности, министр иностранных
дел Германии.
На этом фоне выделяется финский проект 'Северное измерение',
предложенный в ЕС премьер-министром П.Липпоненом. Данная инициатива
предусматривает дальнейшую интеграцию России в европейскую
экономику через балтийский регион, проведение ЕС активной
'восточной политики'. Замысел плана 'Северное измерение' заключается
в том, чтобы подготовить ЕС к новой ситуации, которая возникнет
в отношениях с Россией в результате приема в Евросоюз Польши
и прибалтийских республик. Хельсинки стремится убедить своих
партнеров в выгодах от развития связей через будущую границу
соприкосновения ЕС и России, которая, по его убеждению, не
должна быть превращена в бастион, отгораживающий Европу от
РФ. В условиях кризиса в России кроме Финляндии трудно еще
от кого-либо в ЕС ожидать активного лоббирования в пользу
расширения сотрудничества с Россией, ведь она - единственная
страна ЕС, имеющая общую с РФ границу.
Саммит Европейского Союза, проходивший 11-12 декабря в Вене,
показал, что в результате 'полевения' Западной Европы (в 13
из 15 стран Евросоюза теперь у власти левые правительства)
на первое место в повестке дня европейского интеграционного
строительства выходят социал-демократические приоритеты. Касаясь
отношений правительств стран ЕС с Европейским Центральным
банком (ЕЦБ), который будет вводить в обращение евро, лидеры
ЕС достигли договоренности о том, что деятельность ЕЦБ должна
подчиняться цели координации экономической политики. Это было
бы немыслимо, если бы на посту канцлера Германии остался Г.Коль,
непримиримый противник того, чтобы политики вмешивались в
работу ЕЦБ.
В одном из итоговых документов встречи выражена солидарность
стран ЕС с Россией в ее усилиях по выходу из кризиса. Однако
основное внимание сессия Европейского совета уделила борьбе
с безработицей, переходу на единую валюту евро, программе
структурных реформ 'Повестка дня-2000'. Борьба за пересмотр
существующей схемы взносов стран в бюджет ЕС, где Германия
активно добивается снижения своей доли, является, по сути,
спором вокруг того, как будет распределено бремя расширения
Евросоюза. Дальнейшее его обострение может затормозить процесс
принятия новых стран в ЕС.
В Вене состоялась и встреча лидеров стран ЕС с руководителями
государств ЦВЕ, подавших заявки на вступление в Евросоюз.
Сохраняющееся разделение стран ЦВЕ на первоочередников и вторую
очередь осталось в силе, что разочаровало Латвию и Эстонию.
10 ноября в Брюсселе на уровне министров иностранных дел начались
переговоры о вступлении в Евросоюз Польши, Венгрии, Чехии,
Словении, Эстонии и Кипра. Принятие первых из этой группы
стран эксперты ЕС прогнозируют не раньше 2005 г. Большинство
стран ЕС, включая ведущие державы союза, теперь все больше
склоняются к тому, чтобы не торопиться с расширением и переносят
акцент с вопроса о сроках расширения на проблему сокращения
экономических и финансовых издержек этого процесса. Прежде
всего это заметно в изменившейся позиции Германии: предлагая
продлить подготовительный период, Г.Шредер стремится уменьшить
финансовое бремя, которое ляжет на Берлин как главного донора
ЕС.
Расширение ЕС, несомненно, таит подводные камни для РФ. Следует
отдавать себе отчет, что вступление в Евросоюз, например,
государств Прибалтики только ускорит переориентацию их торговых
связей с России на ЕС и, возможно, создаст новые экономические
преграды, отгораживающие РФ от прибалтийского региона и остальной
Европы. Правила, действующие в ЕС, и протекционистская политика
Евросоюза способны осложнить доступ России к портам и на рынки
Литвы, Латвии, Эстонии, как и других стран ЦВЕ, вступающих
в Евросоюз.