БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК
Ближневосточное урегулирование. Несмотря на то что Я.Арафат
пригласил Россию принять участие в заключительной стадии подготовки
соглашения в Вашингтоне по второму этапу палестино-израильского
мирного процесса, Москва была фактически отстранена от этого
участия из-за нежелания США и Израиля, хотя она по статусу
является коспонсором ближневосточного урегулирования.
В результате переговоров, проходивших 15-23 октября при прямом
посредничестве США, делегации Палестинской национальной автономии
и Израиля во главе с Я.Арафатом и Б.Нетаньяху подписали пакет
соглашений, гарантом которых выступают США. По этим соглашениям
Израиль передает ПНА еще 13% территории на Западном берегу
р. Иордан и выводит оттуда свои войска в течение 12 недель,
освобождает несколько сот палестинцев-политзаключенных. Со
своей стороны, палестинские власти обязуются усилить борьбу
с антиизраильским терроризмом, демонтировать инфраструктуру
и разоружить экстремистские военизированные группировки на
своей территории. Выполнение этого условия будет контролироваться
ЦРУ (на роли этого ведомства в качестве наблюдателя настаивал
в большей мере сам Я.Арафат). ПНА сократит численность своих
полицейских сил с 36 до 32 тыс. человек.
Реализация соглашений застопорилась в результате того, что
Израиль временно приостановил вывод войск в ответ на выступления
палестинцев, недовольных нарушением израильской стороной договоренностей
об освобождении из тюрем палестинских политзаключенных и расширением
израильских поселений на палестинской земле.
13-15 декабря Б.Клинтон нанес визиты в Израиль и сектор Газа,
где провел переговоры, соответственно, с израильским и палестинским
руководством, а затем участвовал в трехсторонней встрече лидеров
США, Израиля и Палестинской автономии. Цель его ближневосточной
поездки - подтолкнуть выполнение соглашений, которое застопорилось
из-за взаимных обвинений сторон в нарушениях, согласовать
вопросы американского финансирования начавшегося вывода израильских
войск и предоставления финансовой помощи Палестинской автономии
(в течение 5 лет США намереваются предоставить ей 900 млн.
долл.). 14 декабря Национальный Совет Палестины (727 человек)
в присутствии Б.Клинтона почти единогласно проголосовал за
исключение из Хартии ООП (1964 г.) всех положений, требующих
уничтожения государства Израиль.
Хотя преодолен 19-месячный тупик, остаются самые сложные
проблемы, которые должны быть решены на заключительном, третьем
этапе. Во-первых, это вопрос об окончательном статусе Палестины
и ее государственности (пять лет назад в Осло была определена
дата 4 мая 1999 г., но, по всей вероятности, этот срок будет
передвинут). Когда Я.Арафат заявил, что создание Палестинского
государства будет в любом случае провозглашено в этот день,
Израиль предупредил, что аннексирует оставшиеся под его контролем
палестинские территории. Второе - это будущее Иерусалима.
Третье - решение проблемы арабских беженцев, изгнанных со
своих земель. Четвертое - реальное разоружение 'Хамас' и других
радикальных группировок.
Кризис вокруг Ирака. Решение Багдада 31 октября прекратить
сотрудничество со спецкомиссией ООН по разоружению Ирака (ЮНСКОМ)
и МАГАТЭ явилось непосредственной причиной второго за текущий
год кризиса, и в обоих случаях на передний план выходило противостояние
США и Ирака. 14 ноября президент Б.Клинтон отдал приказ о
нанесении военных ударов по Ираку, однако уже на следующий
день он отменил его, получив от Багдада обязательство разрешить
допуск международных инспекторов на все объекты без всяких
условий.
В результате ноябрьского кризиса политика США в отношении
Ирака ужесточилась. Б.Клинтон подписал законопроект 'Об освобождении
Ирака', предусматривающий выделение противникам С.Хусейна
93 млн. долл.* Новая стратегия США в отношении Ирака предусматривает
переход от одного лишь силового сдерживания к изменению власти
в этой стране. Теперь Вашингтон (как и Лондон) открыто ставит
своей целью свержение режима С.Хусейна, хотя еще год назад
он вел здесь двойную игру: угрожая Багдаду военными санкциями,
госсекретарь США М.Олбрайт в то же время оказывала давление
на спецкомиссию ООН, чтобы она отменила проведение 'проникающих'
инспекций на объекты в Ираке. Со времени возникновения 'иракской
проблемы' в 1990 г., когда Ирак совершил агрессию против Кувейта,
США не стремились к свержению режима С.Хусейна, опасаясь,
что это может вызвать раскол Ирака на части и спровоцировать
цепную реакцию дестабилизации по всему региону.
Теперь же США были готовы использовать малейший предлог,
чтобы военным путем ослабить режим С.Хусейна, не дожидаясь
согласования своих действий в рамках Совета Безопасности ООН.
Более того, США подталкивали развитие ситуации по такому сценарию.
На сей раз предлогом послужил доклад председателя спецкомиссии
ООН Р.Батлера генеральному секретарю К.Ананну, в котором говорилось
о помехах, чинимых работе инспекторов. Новому витку обострения
кризиса предшествовали визиты в Москву Р.Батлера (4 декабря)
и иракского вице-премьера Т.Азиза (6-7 декабря). По их итогам
Москва пришла к выводу, что вскоре можно ставить вопрос о
снятии санкций против Багдада, так как он соблюдает резолюции
ООН, полагая, что жалобы Батлера о, якобы, сокрытии иракскими
властями некоторых документов о программе химического оружия
не меняют сути дела.
Однако 17-19 декабря США и Великобритания провели военную
операцию 'Лиса в пустыне' против Ирака. В течение этих трех
дней англо-американские силы нанесли по Ираку четыре серии
ракетно-бомбовых ударов (было использовано более 400 крылатых
ракет разного типа) по примерно 100 военным, разведывательным,
промышленным и административным целям. Вашингтон и Лондон
особо подчеркивают, что военному потенциалу Ирака нанесен
ощутимый ущерб. (Хотя начало операции было приурочено к рассмотрению
в Палате представителей вопроса об импичменте президента Б.Клинтона,
большинством голосов палата все же проголосовала 19 декабря
за отрешение его от власти. Однако сенат, которому предстоит
вынести окончательный вердикт, почти наверняка не наберет
две трети голосов, чтобы принять решение об импичменте: республиканцы
имеют там 55 мест, демократы - 45.)
Цель воздушных налетов, по словам американского министра
обороны У.Коэна, состояла в том, чтобы ослабить возможности
Ирака угрожать соседним странам химическим и биологическим
оружием (по западным данным, до сих пор не найдено 610 тонн
компонентов для производства газа VX и около 10 ракет 'Скад').
Однако агрессия преследовала и другие, не менее важные цели
- наказать Ирак за попытку сговориться с Россией и Францией,
продемонстрировать силу Ирану, оправдать необходимость своего
массированного военного присутствия в регионе, способствовать
продаже американского оружия на мировых рынках*. 'Ограниченная
воздушная война', возможно, знаменует переход к новому этапу
американской стратегии в отношении режима С.Хусейна, где роль
ЮНСКОМ будет уже не столь важна.
Нельзя недоучитывать и роль нефтяного фактора. В Ираке заметна
активность российских нефтяных компаний, на долю которых приходится
около 35% всей иракской нефти (1,25 млрд. долл.), которую
они продали на мировом рынке по поручению правительства этой
страны в рамках программы ООН 'нефть в обмен на продовольствие'.
У них хорошие стартовые возможности для реализации многомиллиардных
контрактов в иракской нефтяной промышленности после отмены
международных санкций. Проведенная операция отдаляет перспективы
выплаты Ираком своего долга России в размере 7-8 млрд. долл.
(обязательства по этому долгу были подтверждены Т.Азизом в
ходе его декабрьского визита в Москву, чтобы склонить Россию
на свою сторону). Учитывая, что США и Великобритания не могут
надеяться на какие-либо контракты для своих нефтяных компаний
пока у власти в Багдаде находится нынешний президент, для
них задача устранения иракского диктатора является не менее
важной, чем лишение Ирака военного потенциала, способного
представлять угрозу для стабильности в зоне Персидского залива
и обеспечить ему доминирование в регионе.
В выступлении британского премьер-министра Т.Блэра 21 декабря
в Лондоне была изложена стратегия Запада в отношении Багдада.
Она включает в себя три элемента: силовое сдерживание Ирака,
ужесточение режима санкций и возобновление инспекторских миссий
ООН и МАГАТЭ. Германия солидаризировалась с США и Великобританией,
а Франция не заняла четкой позиции. Россия и Китай осудили
англо-американскую акцию против Ирака, причем реакция Москвы
- более жесткая (были вызваны в Москву для консультаций послы
из Вашингтона и Лондона, чего не случалось даже в период Карибского
кризиса 1962 г.), поскольку разногласия США и России по Ираку
переросли в конфликт их подходов, и в иракском вопросе Москва
отстаивает не интересы режима С.Хусейна, а принципы будущего
мироустройства, где категории баланса сил отнюдь не утратили
своего значения, и свое место в нем. Этот кризис высветил
ограниченность ресурсов влияния России в мире.
Американские удары были нанесены без санкции Совета Безопасности
ООН, что свидетельствует о дальнейшем подрыве авторитета ООН.
Помощник президента США по национальной безопасности С.Бергер
предположил, что в будущем бомбовые удары могут прийти на
смену инспекционному режиму ООН в Ираке. Он заявил, что если
у США будет информация о попытках Багдада восстановить какую-либо
свою программу ОМУ, они оставляют за собой право снова предпринять
военную акцию. США де-факто подвергают ревизии ооновские основы
мирорегулирования, принижая роль этой организации в формирующемся
постбиполярном мироустройстве, стремясь девальвировать возможности
России как постоянного члена Совета Безопасности реально противостоять
политике Запада в кризисных ситуациях. В этих условиях особое
значение для России приобретает отстаивание нерушимости системы
правоотношений в сфере международной безопасности, сложившейся
после второй мировой войны.