Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/rus1998_10_money.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:09:13 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 1998 г. ? 10 | III. Экономическая политика | Деньги

ДЕНЬГИ

По данным Госкомстата, инфляция с начала года по 15 декабря составила 73,4%. За период с начала года по 17 августа она составила лишь 4,7%. С 17 августа по 15 декабря потребительские цены возросли на 65,6%. По прогнозам экспертов, наиболее вероятный уровень инфляции за 1998 год лежит в интервале от 81,3 до 82,7%. В 1997 г. рост потребительских цен составлял 11%, в 1996 г. - 21,8%, в 1995 г. - 131,3%. С 1 по 15 декабря инфляция достигла 4,94%. Если до конца месяца сохранятся темпы роста цен, сложившиеся за первые 15 дней декабря, то месячная инфляция составит 10,5%.

После 17 августа Центробанк проводил расшивку банковских неплатежей. В октябре стали известны результаты третьего тура такой расшивки. Эксперты посчитали, что ЦБР удалось почти полностью ликвидировать неплатежи в банковском секторе.

Центробанк представил уточненный вариант вывода российской банковской системы из кризиса. Банки в очередной раз поделены на четыре группы, но по иным критериям, чем предлагалось ранее. К первой группе отнесены банки, которые способны 'без государственной поддержки самостоятельно решать свои текущие проблемы'. Таких в России примерно 600 (39% от общего количества, 15% банковских активов). Ко второй группе отнесены региональные банки (их 190 с 10% банковских активов), которые должны стать 'опорными' кредитными учреждениями в будущей региональной банковской системе. Третья группа включает 18 банков (41% активов), то есть крупнейшие российские банки. Работать нормально они не могут, но их 'нецелесообразно закрывать по причине слишком высоких социальных и экономических издержек'. Как будут эти банки спасаться, в программе не сказано. В четвертую группу включены банки, которых вообще спасти нельзя. Их 720, в них сосредоточено 32% от общей суммы банковских активов.

26 октября подал в отставку президент Инкомбанка В.Виноградов. Совет директоров принял прошение об отставке. Эксперты считают, что это стало символом неудач банков первой волны, возникших в бывшем Советском Союзе. Известно, что Инкомбанк не ограничивался обычной для российских коммерческих банков спекулятивной деятельностью, а вкладывал средства в промышленность. Но объем промышленного производства в России за годы реформ уменьшился в два раза. В.Виноградова погубило то, что он всегда играл по правилам и ограничивал деятельность своего детища исключительно банковскими функциями. Инкомбанк, считают некоторые эксперты, 'был убит государством'.

Руководитель ГНС Г.Боос сообщил, что Госналогслужба приступила к составлению 'реестра надежных банков', с которыми будет рекомендовано работать предприятиям и организациям всех форм собственности. Клиентам-налогоплательщикам будет рекомендовано перейти на обслуживание именно в эти кредитные организации, через которые будут осуществляться налоговые платежи в бюджет. Те же банки, которые не войдут в реестр, будут поставлены под жесткий контроль вплоть до отзыва лицензии. Одновременно руководитель ГНС подчеркнул, что речь не идет о восстановлении института уполномоченных банков.

Общая сумма выданных коммерческим банкам кредитов для поддержания их ликвидности уже составила 14 млрд. руб., при том что снижение нормативов по обязательному резервированию дало банкам еще 13 млрд. руб. ЦБР фактически взял на себя ответственность за выполнение обязательств коммерческих банков перед вкладчиками на сумму 35 млрд. руб.

Эксперты ЦБР подготовили обзор 'Политика валютного курса'. В этом документе предсказывается, что рост курса доллара по отношению к рублю в будущем году будет на 10-15% отставать от роста внутренних цен на российском рынке. Иначе говоря, в реальном отношении (с учетом инфляции) курс рубля будет повышаться. ЦБР информирует, что в 1999 г. обеспечит стабильную динамику курса рубля, без резких колебаний.

24 ноября завершился заключительный раунд переговоров миссии МВФ с правительством России. Российскую сторону на переговорах представлял Ю.Маслюков. Он заявил, что МВФ 'не устраивают наши предложения по изменениям в налоговой системе'. Фонд настаивает на том, что налоги следует собирать более активно. МВФ не нравится также отношение правительства к поддержке отечественных предпринимателей. Фонд, по словам Ю.Маслюкова, хочет свести вмешательство государства в экономическую жизнь к нулю. В записке миссии МВФ, направленной Е.Примакову, говорится, что многие принципы структурной политики правительства не соответствуют принципам рыночной экономики. Российский кабинет с этой точкой зрения не согласен*.

12 ноября на заседании думского бюджетного комитета Минфин признал, что кредита МВФ до конца года не будет. Поэтому для финансирования бюджетного дефицита Минфин предлагает эмиссию в размере 25,2 млрд. руб. ЦБР должен купить на эту сумму выпущенные Минфином облигации федерального займа со сроком погашения не ранее 2013 г. и доходностью 5% годовых. Однако, по словам зампреда ЦБР Т.Артемовой, Центробанк согласен приобрести такие бумаги на сумму не свыше 15 млрд. руб. А поскольку ЦБР на эти цели успел уже потратить 3,7 млрд. руб., в законопроект о бюджете следует вписать всего лишь 11,5 млрд. руб.

20 ноября Россия и западный клуб частных банков-кредиторов достигли в Лондоне принципиального соглашения по условиям реструктурирования долговых выплат России. Речь идет о долгах по краткосрочным и среднесрочным облигациям (ГКО-ОФЗ) со сроком погашения между 19 августа текущего года и 31 декабря 1999 г.

25 ноября там же в Лондоне успешно завершились переговоры по погашению Россией внешней задолженности Лондонскому клубу кредиторов. Западные инвесторы полностью приняли схему Минфина РФ. Внешэкономбанк выпустит дополнительные облигации на сумму 724 млн. долл. Они будут направлены на погашение долга РФ перед банками-членами лондонского клуба по кредитам, выданным бывшему Советскому Союзу. Россия должна провести в декабре этого года два платежа членам клуба - 216 млн. долл. по ранее выпущенным облигациям Внешэкономбанка и 724 млн. долл. - по кредитам, предоставленным СССР. Стороны сошлись на том, что 216 млн. будут выплачены наличными деньгами, а 724 млн. - дополнительными облигациями Внешэкономбанка со сроком погашения в 2002-2015 гг. М.Задорнов считает, что в будущем году Россия способна расплатиться только по собственно российским долгам. Они составляют 8 млрд. долл. По советским долгам Москва должна была бы заплатить еще 9 млрд.

26 ноября закончились переговоры между Московским клубом кредиторов, который объединяет российских владельцев ГКО, и Минфином. Российские инвесторы будут менять ГКО на тех же условиях, что и нерезиденты. Им предложено обменять облигации с погашением до 31 декабря 1999 г. на новые государственные бумаги и деньги. Деньгами в три приема в течение 9 месяцев будет погашено 10% государственных бумаг. На 20% задолженности будут выданы бумаги, которыми можно будет платить в федеральный бюджет и оплачивать долги в уставных капиталах банков. На остальную сумму долга выдаются ОФЗ со сроками погашения 4 и 5 лет. Доходность по ним в первый год - 30%. Каждый последующий год она будет уменьшаться на 5%.

После завершения переговоров с нерезидентами по вопросам реструктуризации ГКО и ОФЗ Центробанк объявил, что инвестированные иностранцами в рынок этих бумаг средства могут быть репатриированы. ЦБ намерен проводить аукционы по продаже иностранной валюты зарубежным инвесторам. С помощью этих аукционов будут решаться проблемы со срочными валютными контрактами, которые были заключены между российскими и иностранными банками. ЦБ предполагал провести два таких аукциона - в декабре 1998 г.* и в январе 1999 г. Минимальная сумма продаваемой иностранной валюты на каждом из них составит 100 млн. долл. США. В оплату за приобретаемую валюту принимаются рубли, находящиеся в расчетной системе рынка ГКО-ОФЗ. Валюта, приобретенная иностранными инвесторами на указанных аукционах, может быть репатриирована. Для получения допуска на указанные аукционы иностранный инвестор должен представить в Банк России подтверждение об урегулировании претензий по срочным валютным контрактам, заключенным ранее между российским банком и инвестором.

Центробанк также сообщил, что в дополнение к упомянутым аукционам с февраля по декабрь 1999 г. он намерен проводить и другие аукционы для иностранных инвесторов по продаже им иностранной валюты. Они будут проходить не реже одного раза в месяц, минимальная сумма продаваемой иностранной валюты на каждом аукционе составит 50 млн. долл. В оплату за приобретаемую иностранную валюту будут приниматься ОФЗ, выпускаемые в рамках программы реструктуризации старых ГКО-ОФЗ. Будут приниматься также денежные средства в рублях, если иностранный инвестор не воспользовался ими на двух упомянутых выше аукционах. Иностранная валюта, приобретенная иностранными инвесторами на ежемесячных аукционах, также может быть репатриирована.

18-19 декабря состоялся еще один раунд переговоров в Лондоне с иностранными банками-держателями ГКО-ОФЗ о реструктуризации ценных государственных бумаг. Переговоры с банковским комитетом, представляющим интересы нерезидентов на рынке российских госбумаг, 'идут достаточно сложно'. Предполагалось, что российская делегация во главе с заместителем министра финансов М.Касьяновым проведет консультации с иностранными инвесторами в Лондоне в течение двух дней - 17-18 декабря. Британская The Financial Times сообщила: западные банки могут выдвинуть судебные иски против России, если в условия реструктуризации ГКО-ОФЗ не будут внесены изменения. Эти условия представляются банкам конфискационными. Шесть из девятнадцати западных банков, создавших группу для проведения переговоров с Россией по условиям обмена замороженных 17 августа ГКО-ОФЗ, создали подкомитет для обращения с судебными исками против российского правительства. По мнению газеты, объявленные Россией условия реструктуризации означают для кредиторов, что они практически смогут вернуть 4 цента с вложенного доллара. Споры на переговорах в Лондоне ведутся по поводу ограничений для западных банков, связанных с конвертацией рублевых бумаг в доллары. Обсуждаются также вопросы об инвестировании рублевых поступлений в 'значимые активы'. Банки согласны с тем, что Россия вряд ли может увеличить сумму в 550 млн. долл., которая выделяется для конвертации рублей, получаемых в результате обмена ГКО, в доллары. Однако, по их мнению, российская сторона могла бы дать возможность держателям госбумаг вкладывать получаемые ими рублевые суммы в российские акции, заявляет The Financial Times.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 1998 г. ? 10 | III. Экономическая политика | Деньги

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх