Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/rus1998_10_mezhpol.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:11:34 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 1998 г. ? 10 | IV. Международное положение Росcии

IV. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ

Позиции России на международной арене в истекшем полугодии в решающей степени оказались под влиянием 'дефолта' 17 августа и обострившегося затем кризиса. Россия фактически призналась в неспособности отвечать по своим международным финансовым обязательствам. Удар по престижу страны, нанесенный этими событиями, неизбежно будет дополнен переосмыслением самих основ, на которых мировое сообщество строит свою политику в отношении Москвы.

Назначение Е.Примакова премьер-министром дало возможность приостановить ухудшение позиций России на мировой арене и не заморозить окончательно ее отношения с международными финансовыми институтами. Запад пока еще склонен доверять заверениям Примакова (сделанным на выездном заседании 'Давосского форума' в начале декабря), что не будет недооценки макроэкономической политики, огосударствления всего и вся, передела собственности, изоляции от международных финансовых институтов, отказа от сокращения бюджетного дефицита, словом, всего, что ассоциируется с 'отходом от реформ'.

Однако разъяснение того, 'чего не будет', пока так и не дополнено расшифровкой того, 'что будет', и это лишь укрепляет позиции тех на Западе, кто выступает за более жесткие подходы по отношению к России. Теперь уже ясно, что сторонников 'щадящего' подхода, обусловленного необходимостью политической поддержки Б.Ельцина и 'курса реформ', там не осталось.

Положение усугубляется и эволюцией личностного фактора, на который российское руководство в последние годы привыкло возлагать такие большие надежды. Уменьшение реальной власти Президента, выразившееся, в частности, в прекращении (по крайней мере, временном) зарубежных визитов, несомненно, отождествляется многими нашими партнерами в мире с дальнейшим ослаблением российского государства вообще.

Обострение кризиса в России совпало с переменами в ряде ведущих стран, на помощь и поддержку которых она привыкла полагаться. Прежде всего, следует отметить итоги выборов в Германии 27 сентября, где правившего 16 лет Г.Коля сменил во многом непредсказуемый социал-демократ Г.Шредер. Последний в ходе предвыборной кампании резко критиковал Коля за то, что тот сделал исключительную ставку на Б.Ельцина и на свои личные отношения с ним. О том, что позиция Германии в отношении предоставления России новой финансовой помощи станет жестче (теперь эта помощь будет оказываться не на двусторонней основе, а через международные финансовые институты), свидетельствуют и итоги ноябрьского визита Шредера в Москву.

Правда, Германия все же не заинтересована в финансовом крахе России, учитывая огромную сумму кредитов, которые уже предоставлены Москве (свыше 100 млрд. марок), а также тот факт, что Россия удовлетворяет примерно треть германских потребностей в природном газе, что не может быть быстро компенсировано поставками из других источников. Поэтому Берлин ограничен в проявлении жесткости в отношении Москвы.

Такие пределы, похоже, гораздо меньше ощущаются Вашингтоном, который эту жесткость в последний период демонстрирует довольно часто. Она проявилась, в частности, в ряде выступлений М.Олбрайт и С.Тэлботта, где России было в очередной раз указано на необходимость отказа от всяких 'имперских амбиций', а также на то, что некоторые ее руководители 'не владеют азами мировой экономики'. В ходе своего визита в Россию в сентябре Б.Клинтон едва ли не основное внимание уделил встречам с претендентами на будущее президентство, как бы дав понять, что ельцинская эпоха для него кончилась. Апофеозом американского пренебрежения к Москве стала декабрьская агрессия в Ираке, которая еще и значительно отдалила перспективы ратификации Россией договора СНВ-2, улучшившиеся было с приходом нового правительства, которое пока пользуется доверием Думы.

В прошедший период США прилагали немалые усилия, чтобы навязать России свое представление, как ей вести дела с третьими странами - государствами СНГ, Югославией, Ираном, Ираком, Кипром и т.д. Так, после визита российского министра атомной промышленности Е.Адамова в Тегеран в конце ноября, где он подтвердил приверженность России своим обязательствам по ядерным проектам, госдепартамент США пригрозил лишить Москву контрактов на коммерческие запуски спутников американских фирм, если ее сотрудничество с Тегераном не будет свернуто.

Серия воздушных ударов по ряду объектов в Афганистане и Судане (август), политическое решение Совета НАТО о нанесении ударов по Сербии (октябрь), проведение военной операции 'Лиса в пустыне' против Ирака (декабрь) на фоне усилий США глобализировать сферу действия НАТО, возложив на Альянс защиту интересов Запада в любом регионе мира, все это - проявление опасной тенденции в формировании постбиполярной системы мирорегулирования. Претендуя на единоличное глобальное лидерство, США присваивают себе право по собственному усмотрению использовать военную силу против третьих стран в обход международных организаций, наделенных соответствующей компетенцией.


 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 1998 г. ? 10 | IV. Международное положение Росcии

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх