Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/rus1997_8_pravila.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:11:00 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 1997 г. ? 8 | II. Экономическая политика | Правила игры

ПРАВИЛА ИГРЫ

Под занавес года разразился скандал в связи с не вполне адекватным и так и не утвержденным решением ВЧК. 8 декабря комиссия, заседавшая под председательством А.Чубайса, решила арестовать и продать с молотка за неуплату налогов имущество Омского НПЗ и Ангарской нефтехимической компании. Представители налоговой полиции и управления ГНС на местах 9 декабря даже получили соответствующие распоряжения. Омский НПЗ входит в близкую Б.Березовскому НК 'Сибнефть' и задолжал на 1 декабря в бюджет 525,8 млрд. руб. Ангарская нефтехимическая компания работает в составе принадлежащей ОНЭКСИМбанку НК СИДАНКО и была должна бюджету 766 млрд. руб. ВЧК предполагала перепродать эти предприятия в течение 1,5-2 месяцев (?!). Омский НПЗ - жемчужина 'Сибнефти', завод, который в состоянии эффективно работать. Предприятие регулярно исполняло текущие налоговые платежи. Ангарская НХК - хронически убыточное предприятие, которое в структуре СИДАНКО главенствующих позиций не занимает, а приносит одни только убытки.

Характерно, что лучший в стране Омский НПЗ не относится к числу особо злостных неплательщиков. В черном списке 29 предприятий, которые имеют наибольшие долги перед федеральным бюджетом, он занимает 16-е место. На заседании ВЧК А.Чубайс первым поднял руку за продажу омского гиганта с молотка. Следом потянули руки еще семь членов комиссии. Против голосовали двое, в том числе А.Лившиц. Директор Омского НПЗ Александр Мелинг на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС заявил, что 'завод строго выполнял все решения балансовой комиссии' (подчиненной ВЧК).

В 'Независимой газете' от 18 декабря появилась очередная публикация, из которой следует, что Россией, по сути дела, управляет не российское правительство или Президент Б.Ельцин, а штаб-квартиры МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне и силы, стоящие за этими одиозными учреждениями. Речь идет о личных письмах исполнительного директора МВФ Мишеля Камдессю и руководителя ВБ Джеймса Вулфенсона российскому премьеру В.Черномырдину от 15 декабря.

Камдессю обрадовал Черномырдина: 5 января 1998 г. совет директоров МВФ примет решение о предоставлении кредита в 700 млн. долл. Но предупредил, что до 5 января российскому премьеру необходимо 'реализовать ряд мер, являющихся предварительными условиями'. Среди них - выход указа Б.Ельцина 'Об оздоровлении государственных финансов'. Против данного пункта на документе, попавшем в 'Независимую газету', стояла пометка 'выполнено'. Камдессю велел российским властям до 31 января 1998 г. разработать 'порядок ограничения доступа к системе нефтепроводов' нефтяных компаний, имеющих задолженность перед бюджетом или Пенсионным фондом. Замысел прозрачен: Запад давно мечтает установить контроль над российским экспортом нефти. Поэтому в указанном письме Камдессю и восхищался 'чубайсовским' протоколом от 8 декабря. В свою очередь, Дж.Вульфенсон сообщил В.Черномырдину, что Россия получит кредит ВБ, если этот протокол будет выполнен в полном объеме.

Эксперты полагают, что письма в адрес В.Черномырдина были спровоцированы А.Чубайсом. Причем эта провокация - не более чем ход первого вице-премьера в его борьбе с Б.Березовским, которую он явно проигрывал.

Наиболее зримым подтверждением критического положения, в котором оказался А.Чубайс, является происшедшее 13 декабря на заседании Совета по внешней и оборонной политике (СВОП). С докладом 'Экономика и безопасность' выступил вице-премьер Анатолий Куликов. Постепенно подводя слушателей к своему главному тезису, министр внутренних дел особое внимание уделил развитию российских финансово-промышленных групп, которые, по его мнению, определяют сегодня экономическую ситуацию в стране. А.Куликов полагает, что до середины 1997 г. ФПГ создавались по принципу 'оторвать от государства сколько можно и за как можно меньшую цену'. В конце же года процесс формирования ФПГ шел под лозунгом 'Экспроприируй конкурента!' Министр довел до сведения участников заседания соображение, что за так называемой 'банковской войной' скрывается банальная конкуренция ведущих ФПГ. Эта конкуренция сопровождается использованием мощи государственного аппарата. Это, считает А.Куликов, влечет за собой атаку на основы российской государственности и экономической системы страны.

Эксперты полагают, что силовые структуры могут в настоящее время либо выборочно уравнивать силы конкурирующих ФПГ, либо создавать им равные возможности для конкуренции. А.Куликов намекнул понятливым участникам совещания о новом повороте в политике, при котором силовые ведомства должны играть роль миротворца в борьбе финансовых группировок. В какой мере эти заявления роднят А.Куликова с борцом против 'бандитского капитализма' А.Чубайсом, судить трудно. Ведь первый вице-премьер больше говорит о такой борьбе, чем делает. Кроме того, Чубайс и Куликов могут по-разному понимать участие государства в умиротворении противоборствующих предпринимателей и финансистов. Возникает и такой вопрос: должна ли полиция вмешиваться в чисто политическую для России проблему - консолидацию финансово-промышленных и региональных элит?

А.Куликов предложил создать при Президенте РФ Высший экономический совет. По его замыслу, в состав совета должны войти руководители крупнейших ФПГ. Эксперты считают, что внешне Куликов вроде бы стремится положить конец 'банковской войне'. Но они опасаются, что его истинная цель состоит в установлении тотального контроля над коммерческой сферой экономики. Для этого МВД достаточно взять 'шефство' над многочисленными охранными структурами частного сектора с последующим проникновением в информационно-аналитические службы. В этом случае стратегия и тактика 'банковских войн' перейдут под личный контроль министра, причем на вполне законных основаниях.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 1997 г. ? 8 | II. Экономическая политика | Правила игры

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх