Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/rus1997_8_budget.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:09:02 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 1997 г. ? 8 | II. Экономическая политика | Бюджет

БЮДЖЕТ

По словам Александра Лившица, Президент РФ наметил четыре приоритетных направления финансирования в будущем году: национальная оборона и реформа армии, судебная система, здравоохранение и культура. По сравнению с текущим годом размеры субсидирования на эти цели увеличены, соответственно, на 38, 48, 9 и 28%. В проекте бюджета на 1 трлн. руб. увеличено также финансирование космической отрасли и фундаментальных наук. Средства на инвестиции заложены в размере 14,6 трлн. руб., что совершенно недостаточно для оживления экономики. Тем не менее, А.Лившиц сообщил, что в бюджете запланирован рост экономики на 2% и пояснил: 'Этот рост частично может быть обеспечен за счет снижения доходности ГКО до 12-14% в год при одновременном снижении процентных ставок по банковским кредитам'.

Правительство внесло проект бюджета-98 в Государственную Думу точно в срок - 26 августа. Бюджетный комитет Думы нашел в нем единственное достоинство - реальность числовых показателей. Предполагалось, что депутаты обязательно выступят против сокращения фонда трансфертов, бюджетных инвестиций, расходов на АПК и кредитования 'северного завоза'. Депутаты собирались также возражать против консолидации четырех основных фондов, кроме Пенсионного. В противном случае, по мнению парламентариев, это позволит правительству произвольно распоряжаться средствами. В результате уменьшится эффективность социальной политики. Депутаты полагали, что при сокращении отраслевых расходов в бюджете высвобождаемые средства должны идти не в силовые ведомства, а в социальную сферу.

За счет дивидендов по государственным пакетам акций 11 крупнейших предприятий в проекте намечено получить всего 90 млрд. руб. Глава бюджетного подкомитета Думы Оксана Дмитриева заявила, что этот источник должен давать минимум 6-7 трлн. руб. в доходы бюджета. Резко отозвалась Дмитриева и о новом Налоговом кодексе, положенном в основу верстки бюджета будущего года. 'Бюджет-98 является приговором представленному этим же правительством Налоговому кодексу', - заявила она. Ведь доходы бюджета с учетом принятия Налогового кодекса всего лишь на 3 трлн. руб. больше, чем без него. И добавила: 'Реализация нового Налогового кодекса не приведет ни к увеличению сбора налоговых доходов, ни к снижению налогового пресса. Иными словами, никаких изменений в бюджетной политике не предвидится: Бюджет-98 нельзя охарактеризовать ни как 'бюджет экономического роста', ни как 'социально ориентированный бюджет''.

Недовольство бюджетом-98 выразили и губернаторы. Так, Константин Титов заявил, что независимо от того, будет ли принят бюджет или не будет, в 1998 г. экономический рост не состоится, так как около 50% заложенных в проект доходов 'состоят из воздуха'.

Знакомство с представленным в Государственную Думу документом заставляет в основном согласиться с этими мнениями.

5 декабря, в день обсуждения депутатами проекта бюджета-98, в Государственной Думе неожиданно появился Президент Б.Ельцин. Эксперты считают, что это оказалось неожиданностью и для В.Черномырдина, и представителя Президента в Думе Александра Котенкова. Говорят, только Г.Селезнев был извещен, что глава государства выехал в нижнюю палату. Президент произнес краткую речь, смысл которой сводился к тому, что на депутатов смотрит весь мир, поскольку от того, примут ли они в первом чтении бюджет на будущий год, зависит устойчивость рубля.

Такого захода депутаты, разумеется, не ожидали. И завороженные ссылкой на мировой финансовый кризис приняли бюджет-98 в первом чтении. Даже часть членов фракции КПРФ, вспомнив, вероятно, о пролетарском интернационализме, проголосовала 'за'. В итоге за принятие бюджета был подан 231 голос (при минимально необходимых 226); против - 136; воздержались - 6.

Эксперты высказали предположение, что в условиях продолжавшихся потрясений на финансовых рынках числовое наполнение бюджета-98 нуждается, мягко говоря, в корректировках. В первом чтении Дума приняла такой бюджет: доходы 367,5 млрд. руб., из которых 27,9 млрд. руб. 'найдены' трехсторонней комиссией; налоговые доходы 307 млрд. руб. (10,84% от ВВП); расходы 499,9 млрд. руб.; дефицит бюджета 132,4 млрд. руб. (4,7% от ВВП); объем ВВП 2840 млрд. руб.; годовая инфляция 5,7%.

16 декабря председатель Государственной Думы Г.Селезнев встретился с руководителями ведущих финансово-промышленных структур России. По одним данным, о предстоящей встрече не было известно даже в секретариате спикера, по другим - встреча значилась в планах Совета Государственной Думы. 'Денежные мешки' обсудили со спикером вопросы законодательства. В одном из интервью заместитель председателя ЦБР Сергей Алексашенко заявил, что к 1 января 1998 г. полностью перейти на казначейское обслуживание бюджета не удастся. Эксперты указывают, что сегодня в коммерческих банках находятся 75 тыс. бюджетных счетов, а еще 10 тыс. - рассредоточены по отделениям Сбербанка. Чтобы перейти на казначейское обслуживание, необходимо эти 85 тыс. бюджетных счетов сократить до 90, которые и будут счетами казначейства в ЦБР. Но сделать это до 1 января технически невозможно.

В условиях финансового кризиса коммерческие банки делают все возможное, чтобы сохранить за собой статус уполномоченных. Бюджетные деньги сегодня - последний надежный источник их кредитных ресурсов. Пользуясь этим, правительство предложило оставить бюджетные деньги на счетах коммерческих банков, но за это банки должны платить. В этом суть так называемой конкурсной системы распределения денег среди уполномоченных банков. В поддержку такой системы выступили крупнейшие финансовые структуры - мелкие и средние банки не в состоянии выиграть конкурс и теряют статус уполномоченных, то есть лишаются бюджетных денег.

Был сделан и еще один рациональный шаг. М.Задорнов заявил, что Россия не намерена занимать 2 млрд. долл. на международном финансовом рынке, по крайней мере, в декабре. Он утверждал, что с 1 по 9 декабря на российский фондовый рынок уже вернулись 800 млн. долл. Кроме того, погашению бюджетных долгов помогут деньги (1 млрд. долл.), полученные бюджетом от аукциона по Восточной нефтяной компании. В декабре Минфин на погашение долгов должен перечислить 5,9 трлн. руб. и сверх того - 2 трлн. в регионы по трансфертам. Но до конца года Минфин намерен все-таки занять 1,1 млрд. долл. у Всемирного банка, а также у 'иностранных коммерческих банков и фирм'. Помимо этого, финансовое ведомство рассчитывало на получение 700 млн. долл. от МВФ.

Действительно, отбывший 12 декабря из Москвы руководитель миссии МВФ Хорхе Маркес-Руарте обещал рекомендовать совету директоров фонда предоставить России задержанный в октябре транш кредита. На главу миссии произвел неизгладимое впечатление указ Президента 'Об оздоровлении государственных финансов'. С основными положениями указа была спешно ознакомлена штаб-квартира МВФ в Вашингтоне. К тому же, по сравнению с сентябрем, в октябре-ноябре доходы российской казны действительно увеличились на 2 трлн. руб. Правда, связано данное увеличение, к сожалению, исключительно с сезонным фактором.

Но вряд ли это кого-то волнует. Никого не волнует и то обстоятельство, что в России формальные показатели налогообложения в процентах от ВВП близки к показателям США и Японии. В нашей стране общие налоговые доходы составляют 29% от ВВП, а в США и Японии, соответственно, 30 и 33%. Дело, однако, в том, что там экономики процветают и несут посильное бремя налогов. Состояние же российской экономики общеизвестно, и как она может платить налоги на американо-японском уровне, знает, очевидно, только Александр Починок.

Около 200 тыс. случаев мошенничества в финансовой сфере зарегистрировано в России органами правопорядка за 11 месяцев 1997 г. Собственно в банковской системе зафиксировано более 21 тыс. случаев мошенничества (в среднем по 100 мошенничеств на один коммерческий банк). Об этом сообщил на конференции 'Проблема отмывания денег в России' президент Ассоциации российских банков Сергей Егоров.

Участники конференции обсудили следующие темы: 'Отмывание денег в России и банки'; 'Нормативное регулирование деятельности финансовых организаций в работе с капиталами неизвестного происхождения'; 'Финансовые расследования, связанные с использованием банков и небанковских организаций в целях легализации незаконных доходов'. Было выражено недовольство принятым в первом чтении законопроектом 'О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем'. Банкиров можно понять, поскольку проект взваливает борьбу с отмыванием грязных денег на множество федеральных структур. Банки должны сообщать в эти структуры о подозрительных операциях своих клиентов. Так принято во всем мире, но наши банки считают, что адресов, куда требуется 'стучать', слишком много. ЦБР успел внести в законопроект поправку, предложив считать 'грязными деньгами' доходы, которые были получены путем уголовно наказуемого деяния. ЦБР полагает, что следовало бы учредить специальный 'уполномоченный государственный орган', который и должен заниматься сбором, обработкой и анализом информации о 'сомнительных операциях'. На роль такого органа, по мнению Центробанка, может подойти Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

8 июля Президент Б.Ельцин, находясь на отдыхе в Карелии, подписал четыре указа. Указ о мерах по ликвидации задолженности по заработной плате предусматривал погашение долгов перед военнослужащими к 1 сентября текущего года, а перед остальными работниками бюджетной сферы - к 1 января 1998 г. Исполнение бюджета-97 и было подчинено, главным образом, выполнению задачи расплатиться по долгам с военнослужащими и остальной бюджетной сферой. Прочие статьи исполнялись небрежно. С наполнением доходной части правительство не справилось. По предварительным данным, бюджет-97 будет не выполнен даже в урезанном виде, причем, как известно, секвестр, которым правительство руководствовалось, собирая и тратя в текущем году казну, Государственной Думой принят не был.

Тем не менее, правительство продолжает твердить, что в стране созданы предпосылки для начала экономического роста, и под эту задачу был сверстан бюджет 1998 г. Он, разумеется, будет принят. Возражения депутатов направлены не столько против увеличения сумм на оплату государственного долга, сколько на претензии кабинета урезать во имя этого защищенные статьи расходов.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 1997 г. ? 8 | II. Экономическая политика | Бюджет

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх