Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/rus1996_6_perspect.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:12:01 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | сентябрь 1996 г.-январь 1997 г. ? 6 | II. Итоги выборов глав исполнительной власти в регионах | Некоторые перспективы

НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Основным итогом выборов стало частичное обновление российской региональной элиты. В 24 субъектах Федерации к власти пришли новые люди. В отличие от президентских выборов заметно хуже сработала 'установка на стабильность', тяга к переменам была сильнее. Таким образом, руководители 31 субъекта Федерации заняли свои посты только в 1996 г. (учитывая В.Яковлева, выигравшего выборы в Санкт-Петербурге), еще трое - в декабре 1995 г.

Сильно изменилась структура 'губернаторского корпуса'. Подавляющее большинство новых 'первых лиц' было поддержано на выборах НПСР и КПРФ (16 изначально, 5 - на определенном этапе кампании). Рядом регионов теперь управляют 'партийные' коммунисты (раньше лишь в Брянской области в 1993 г. губернатором был коммунист, снова, кстати, вернувшийся к власти). Во многих случаях к власти пришли политики, хотя и не состоящие в КПРФ, но придерживающиеся левых и национально-патриотических взглядов.

Можно предложить следующую классификацию новых региональных лидеров. Впервые в истории постсоветской России среди них выделяется группа жестких оппозиционеров, политиков с левыми и национально-патриотическими убеждениями. В нее можно включить девять губернаторов - В.Сергеенкова (Кировская область), А.Черногорова (Ставропольский край), Ю.Лодкина (Брянская область), Н.Виноградова (Владимирская область), В.Любимова (Рязанская область), В.Шершунова (Костромская область), Н.Кондратенко (Краснодарский край), Н.Максюту (Волгоградская область), П.Сумина (Челябинская область). Н.Кондратенко и П.Сумин несколько дистанцированы от КПРФ и предпочитают общепатриотическую линию. Еще раз заметим, что оппозиции удалось выиграть в таких важных регионах, как Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская и Челябинская области.

Кроме того, следует выделить группу относительных оппозиционеров, политиков более умеренных, но также с вполне определенными политико-идеологическими ориентациями. В эту группу можно включить восемь региональных лидеров - В.Густова (Ленинградская область), А.Руцкого (Курская область), В.Сударенкова (Калужская область), А.Сурикова (Алтайский край), О.Богомолова (Курганская область), И.Шабанова (Курганская область), В.Кислицына (Республика Марий-Эл) и Е.Михайлова (Псковская область).

Прочих новых региональных лидеров (а их семеро) можно отнести к числу 'нейтральных'. Их политика будет достаточно самостоятельной и прагматичной (такой, впрочем, может быть и политика ряда 'оппозиционеров'). При этом многие из них все же тяготеют к 'левому консерватизму' и патриотизму (аграрий В.Малеев, бывший председатель окрисполкома В.Броневич, бывший секретарь обкома КПСС и председатель облсовета Ю.Евдокимов) или готовы к сотрудничеству с левыми силами (Л.Горбенко и, возможно, В.Цветков). Только предприниматель В.Бутов и А.Лебедь оказываются особыми фигурами, которые будут обслуживать определенные экономические интересы, что в случае с последним, впрочем, может иметь и серьезные политические последствия.

Нельзя не отметить и тот факт, что многие победившие на выборах перехватывали лозунги левых сил. Корпус сохранивших свои посты глав исполнительной власти столь же неоднороден. Например, к числу умеренных левоцентристов можно отнести В.Тихомирова и Ю.Горячева. Политика многих губернаторов в основном устраивает российских левых (они не имели ничего против В.Ишаева, В.Кокова, А.Волкова и некоторых других). В то же время проиграли выборы многие губернаторы, прямо ассоциируемые с курсом 'радикальных реформ' (Ю.Власов, В.Соловьев, В.Десятников, О.Савченко, Ю.Маточкин).

Таким образом, основным итогом выборов, с точки зрения политической идеологии, может считаться усиление левоцентристской доминанты. Это не означает, что губернаторы, старые и новые, будут ориентироваться на политическую линию КПРФ и НПСР. Но региональные политические трансформации неизбежны, в том числе - в отношениях между 'губернаторским корпусом' и радикальным крылом московской 'партии власти'. Немаловажно и другое обстоятельство. Проблема отношений Центра с новыми губернаторами заключается не столько в 'левизне' последних, сколько в их личной неподконтрольности московским группировкам, в том, что они (пока) не входят ни в одну из политико-экономических групп интересов, не связаны обязательствами и не скомпроментированы.

Переход к институту избираемых глав администраций предполагает серьезные изменения в отношениях между Центром и регионами, вне зависимости от того, под каким флагом победители шли на выборы. Сегодняшние губернаторы чувствуют себя свободнее в диалоге с федеральными органами и намереваются реализовывать свои немалые полномочия. Они обладают большей легитимностью и осознают свою ответственность перед избирателями. Кроме того, многие из них на собственном опыте убедились в том, что вину за проблемы социально-экономического развития избиратели склонны возлагать на местную власть. Жизнь, таким образом, заставляет проводить свою политику и защищаться от вмешательства Москвы. На общефедеральном же уровне можно ожидать усиления координации политической деятельности региональных лидеров.

Не за горами новый кризис взаимоотношений между Центром и регионами. Учитывая, что подавляющее большинство субъектов Федерации относится к числу реципиентов и зависит от дотаций, Москва, конечно, обладает финансовыми рычагами для подавления 'бунтов', но у регионов появляется тяга к объединению для защиты своих интересов. Инициаторами такого объединения на антимосковских позициях как раз и могут стать новые 'левые' губернаторы, а большинство в сенате их поддержит.

Особая тема - отношение обновленной региональной элиты к новым президентским выборам. Ясности здесь пока немного. Появились регионы, где администрация готова дать 'зеленый свет' Г.Зюганову (таковых не менее пяти - Брянская, Владимирская, Волгоградская, Рязанская области, Ставропольский край). В других - аналогичные преимущества получит А.Лебедь (Хакасия и, возможно, Мурманская область). Отдельные лидеры симпатизируют Ю.Лужкову. Многие тесно связаны с В.Черномырдиным или зависят от него. Однако большинство пока не определилось, и прогнозировать их поведение сложно. По большому счету, губернаторов не устраивает никто из возможных участников будущей предвыборной гонки. Не исключено, что набирающая силу российская региональная элита сделает ставку на собственного кандидата, возможно, на одного из губернаторов, и в этом случае ее избранник получит большие преимущества.

Что касается возможных трансформаций в Совете Федерации, то они пока невелики. Сменились только 19 сенаторов из 178 (пятеро победителей уже входили в верхнюю палату в качестве председателей законодательных собраний), причем так называемых 'антисистемных' политиков среди них не так много. Впрочем, пока не определилась до конца ситуация с тем, кто же будет представлять в Совете Федерации законодательную власть в 21 регионе, где прошли ее перевыборы. Но и здесь 'довесок', который получит оппозиция, большим быть не может. В настоящее время группа политиков левой и национально-патриотической ориентации, учитывая руководителей законодательных органов, составляет в Совете Федерации примерно 25-35 человек (с разной степенью условности). Преобладают же, как и прежде, 'центристы'-прагматики бюрократического типа, ориентированные не на идеологии, а на решение конкретных социально-экономических проблем. К этому типу будут тяготеть и многие новые региональные лидеры из числа выдвиженцев НПСР.

Таким образом, в левопатриотическое крыло Совета Федерации входит теперь 10-20% сенаторов. Многое будет зависеть от результатов выборов местных законодательных собраний. По итогам этих выборов ротация Совета Федерации обещает быть существенно большей.

Нельзя исключить появление в верхней палате российского парламента инициативного ядра из числа 'левых' губернаторов и глав законодательной власти, которое будут ставить на заседаниях вопросы, касающиеся принципиальных основ социально-экономического и политического развития страны. Региональная элита становится все более значимым фактором российского политического процесса и в большей степени тяготеет к левоцентризму.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | сентябрь 1996 г.-январь 1997 г. ? 6 | II. Итоги выборов глав исполнительной власти в регионах | Некоторые перспективы

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх