Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/rus1996_6_situposvib.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:13:43 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | сентябрь 1996 г.-январь 1997 г. ? 6 | I. Основные тенденции внутриполитического развития | Ситуация после выборов. Упущенные возможности

СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ. УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Истекшие после президентских выборов месяцы ознаменовались дальнейшим ухудшением положения дел во всех сферах - экономике, политике, социальных отношениях. По-видимому, можно говорить о том, что кризис, охвативший Россию в процессе межсистемной трансформации, вступил в некую новую фазу. Ее отличительной чертой является постепенное исчерпание ресурсов для сохранения сложившейся в годы реформ общественной модели, ставшей во многом продуктом стихийного распада прежней коммунистической системы. Данная модель, основанная на консервации экспортно-сырьевой ориентации экономики, сверхмонополизме, бюрократическом рынке, олигархическом принципе управления страной, во второй половине 1996 г. не только отчетливо продемонстрировала свое несоответствие ожиданиям и надеждам населения, но и показала, что ее способность к самовоспроизводству, самосохранению вовсе не является такой значительной, как это казалось совсем недавно.

Между тем, сразу после президентских выборов в России возникла благоприятная ситуация для осуществления серьезного поворота в социально-экономической политике и модернизации существующей системы властных отношений, механизмов принятия важнейших решений. Теоретически изменения должны были быть нацелены на придание курсу реформ большей социальной направленности, на ужесточение борьбы с тотальной криминализацией страны, на обеспечение эффективности работы властных институтов, усиление их способности к реагированию на вызовы времени и учету интересов более широкого спектра социальных групп и слоев. Возможность подобной альтернативы обусловливалась следующими объективными факторами:

- Б.Ельцин получил весомый мандат доверия. Во втором туре за него проголосовали 54% избирателей;

- в ходе предвыборного марафона был достигнут высокий уровень консолидации элиты, что создавало необходимые предпосылки для проведения целенаправленной инициативной политики и повышения эффективности оперативного управления страной;

- на президентских выборах подавляющее большинство граждан, проголосовавших за Б.Ельцина, фактически высказалось за внесение серьезных коррективов в стратегию преобразований, рассчитывая прежде всего на улучшение своего материального положения и наведение элементарного порядка в стране.

Но для коренного поворота требовались и субъективные факторы. К их числу нужно отнести осознание элитой ответственности перед страной, ее умение в решающие моменты подчинить клановые и узкогрупповые интересы общенациональным, стремление наладить диалог с обществом в целях выработки на основе взаимных уступок и компромиссов приемлемого для большинства социальных субъектов варианта дальнейшего развития страны.

Однако поствыборная ситуация в России характеризовалась как раз отсутствием зрелого субъективного фактора. Радикальная трансформация политического курса не входила в истинные намерения российской элиты, не желавшей расставаться с обретенными неограниченными возможностями и привилегиями. Полученный Б.Ельциным мандат доверия на управление страной она попыталась использовать в первую очередь для консервации сложившейся социальной системы и закрепления своего лидирующего положения в обществе. Подобная тенденция отчетливо проявилась уже в августе. Новое правительство страны было сформировано не под реализацию некой программы действий, не по профессиональному принципу, а на основе старых подходов, руководствуясь соображениями соблюдения баланса лоббистских интересов различных отраслевых и финансовых групп. Были отложены в долгий ящик широко обсуждавшиеся в ходе президентской кампании планы проведения конституционной реформы, нацеленной на изменение структуры федеральной власти в направлении большей сбалансированности между ее ветвями. И, наконец, обновленное правительство В.Черномырдина, приступившее в августе к заключительному этапу подготовки проекта бюджета страны на 1997 г., не стало 'изобретать велосипед' и сохранило основные параметры прежнего умеренно-реформаторского курса. Планы исполнительной власти опирались на официальные прогнозы социально-экономического развития страны, согласно которым реализация двух важнейших условий - сохранение в Кремле в результате выборов президента-реформатора Б.Ельцина и значительное снижение инфляции (к лету в этом направлении были достигнуты значительные успехи) - создавала необходимые предпосылки для начала инвестиционного бума в российской экономике. Но очень скоро стало очевидно, что никакого притока инвестиций не будет. Наоборот, политике сохранения status quo были брошены весьма серьезные вызовы.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | сентябрь 1996 г.-январь 1997 г. ? 6 | I. Основные тенденции внутриполитического развития | Ситуация после выборов. Упущенные возможности

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх