СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ. УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Истекшие после президентских выборов месяцы ознаменовались
дальнейшим ухудшением положения дел во всех сферах - экономике,
политике, социальных отношениях. По-видимому, можно говорить
о том, что кризис, охвативший Россию в процессе межсистемной
трансформации, вступил в некую новую фазу. Ее отличительной
чертой является постепенное исчерпание ресурсов для сохранения
сложившейся в годы реформ общественной модели, ставшей во
многом продуктом стихийного распада прежней коммунистической
системы. Данная модель, основанная на консервации экспортно-сырьевой
ориентации экономики, сверхмонополизме, бюрократическом рынке,
олигархическом принципе управления страной, во второй половине
1996 г. не только отчетливо продемонстрировала свое несоответствие
ожиданиям и надеждам населения, но и показала, что ее способность
к самовоспроизводству, самосохранению вовсе не является такой
значительной, как это казалось совсем недавно.
Между тем, сразу после президентских выборов в России возникла
благоприятная ситуация для осуществления серьезного поворота
в социально-экономической политике и модернизации существующей
системы властных отношений, механизмов принятия важнейших
решений. Теоретически изменения должны были быть нацелены
на придание курсу реформ большей социальной направленности,
на ужесточение борьбы с тотальной криминализацией страны,
на обеспечение эффективности работы властных институтов, усиление
их способности к реагированию на вызовы времени и учету интересов
более широкого спектра социальных групп и слоев. Возможность
подобной альтернативы обусловливалась следующими объективными
факторами:
- Б.Ельцин получил весомый мандат доверия. Во втором туре
за него проголосовали 54% избирателей;
- в ходе предвыборного марафона был достигнут высокий уровень
консолидации элиты, что создавало необходимые предпосылки
для проведения целенаправленной инициативной политики и повышения
эффективности оперативного управления страной;
- на президентских выборах подавляющее большинство граждан,
проголосовавших за Б.Ельцина, фактически высказалось за внесение
серьезных коррективов в стратегию преобразований, рассчитывая
прежде всего на улучшение своего материального положения и
наведение элементарного порядка в стране.
Но для коренного поворота требовались и субъективные факторы.
К их числу нужно отнести осознание элитой ответственности
перед страной, ее умение в решающие моменты подчинить клановые
и узкогрупповые интересы общенациональным, стремление наладить
диалог с обществом в целях выработки на основе взаимных уступок
и компромиссов приемлемого для большинства социальных субъектов
варианта дальнейшего развития страны.
Однако поствыборная ситуация в России характеризовалась как
раз отсутствием зрелого субъективного фактора. Радикальная
трансформация политического курса не входила в истинные намерения
российской элиты, не желавшей расставаться с обретенными неограниченными
возможностями и привилегиями. Полученный Б.Ельциным мандат
доверия на управление страной она попыталась использовать
в первую очередь для консервации сложившейся социальной системы
и закрепления своего лидирующего положения в обществе. Подобная
тенденция отчетливо проявилась уже в августе. Новое правительство
страны было сформировано не под реализацию некой программы
действий, не по профессиональному принципу, а на основе старых
подходов, руководствуясь соображениями соблюдения баланса
лоббистских интересов различных отраслевых и финансовых групп.
Были отложены в долгий ящик широко обсуждавшиеся в ходе президентской
кампании планы проведения конституционной реформы, нацеленной
на изменение структуры федеральной власти в направлении большей
сбалансированности между ее ветвями. И, наконец, обновленное
правительство В.Черномырдина, приступившее в августе к заключительному
этапу подготовки проекта бюджета страны на 1997 г., не стало
'изобретать велосипед' и сохранило основные параметры прежнего
умеренно-реформаторского курса. Планы исполнительной власти
опирались на официальные прогнозы социально-экономического
развития страны, согласно которым реализация двух важнейших
условий - сохранение в Кремле в результате выборов президента-реформатора
Б.Ельцина и значительное снижение инфляции (к лету в этом
направлении были достигнуты значительные успехи) - создавала
необходимые предпосылки для начала инвестиционного бума в
российской экономике. Но очень скоро стало очевидно, что никакого
притока инвестиций не будет. Наоборот, политике сохранения
status quo были брошены весьма серьезные вызовы.