Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/rus1996_6_intro.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:02:31 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | сентябрь 1996 г.-январь 1997 г. ? 6 | IV. Международное положение Росcии | Введение

ВВЕДЕНИЕ

Прошедший период можно считать в некоторой степени этапным в эволюции внешней политики России. Истек первый год 'новой российской дипломатии', начавшийся назначением Е.Примакова министром иностранных дел РФ. Имея в виду кризисное состояние российской государственности, потерю большинства рычагов воздействия на международную ситуацию, было бы некорректно требовать от дипломатии чудес, решения тех проблем, которые вызревали не один год. Поэтому не стоит выстраивать арифметический баланс успехов и неудач внешней политики.

Так, вряд ли было возможно переломить негативные тенденции, имеющие место в так называемом 'ближнем зарубежье'. Его МИДу предстоит осваивать еще длительное время. Практика отношений с 'традиционным зарубежьем' далеко не во всем применима на постсоветском пространстве, где сохранилось множество старых связей и механизмов, которые в сочетании с возможностями финансового капитала нередко более эффективны, нежели привычные дипломатические технологии.

Сильной стороной российской внешней политики стала диверсификация ее региональных направлений через укрепление связей со странами Ближнего и Дальнего Востока, Латинской Америки. Активизация восточного направления была стимулирована явным застоем на западном, особенно в связи с проблемой расширения НАТО. Но данная тенденция может обернуться очередным перекосом. Мифы о перспективах стратегического партнерства с Китаем или Ираном, помогая выправить западный крен, прочно закрепились в сознании части российской элиты. Появились несколько завышенные оценки возможностей России участвовать в разрешении региональных кризисов (особенно ближневосточного). Будет крайне сложно наверстать упущенное здесь в условиях, когда хозяева 'нового миропорядка' стремятся утвердиться на новых плацдармах.

Тем не менее, внешняя политика, пожалуй, единственная область, где удалось преодолеть тенденцию упадка и развала, нащупать курс, ориентированный на собственные национально-государственные интересы. Отрадно и то, внешняя политика перестала быть ареной противоборства между властью и оппозицией. Однако она все же существует не в безвоздушном пространстве, и ее достижения неизбежно будут сведены на нет, если продолжится социально-экономический и государственный регресс.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | сентябрь 1996 г.-январь 1997 г. ? 6 | IV. Международное положение Росcии | Введение

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх