Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/rus1996_6_krizis.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:08:53 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | сентябрь 1996 г.-январь 1997 г. ? 6 | I. Основные тенденции внутриполитического развития | Кризис властных отношений

КРИЗИС ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Углубление кризисных явлений в социально-экономической и бюджетно-финансовой сферах логично сопровождалось и кризисом системы властных отношений. Ее эффективность в рамках любой политической системы определяется не только способностью власти обеспечить нормальный режим управления страной в условиях стабильного развития, но и умением адекватно реагировать на общественные вызовы в экстремальной обстановке.

События истекшего полугодия наглядно продемонстрировали всю консервативность политической системы, сложившейся под воздействием специфической ситуации осени 1993 г., ее нацеленность на самосохранение. Любые попытки реформирования изнутри для адаптации к меняющимся реалиям влекут за собой жесткое сопротивление. Укажем на факторы, предопределившие усиление кризисных явлений в системе властных отношений нынешней России, известной как 'суперпрезидентская республика'.

Во-первых, для нее характерна чрезмерная концентрация властных полномочий в руках главы государства. Поэтому в условиях, когда власть не имеет широкой базы массовой поддержки, эффективность оперативного управления, принятия и реализации политических решений попадает в жесткую зависимость от дееспособности первого лица, наличия у него политической воли, стратегического видения перспектив общественного развития.

Во-вторых, функционирующая в немобилизационной политической среде и основанная на системе сдержек и противовесов, отражающих сложный баланс интересов различных группировок властвующей элиты, она не создает благоприятных условий для проведения инициативной политики, общественный запрос на которую формируется в моменты острых кризисов.

Уже к концу лета под воздействием бюджетно-финансового кризиса, обманутых ожиданий периода президентской избирательной кампании уровень доверия населения ко всем институтам федеральной власти значительно снизился. В этих условиях резкое сокращение участия в управлении государством Президента Б.Ельцина в связи с его тяжелой болезнью и предстоящей операцией значительно усилило политическую неопределенность. Новый этап внутриэлитной борьбы становился неизбежным.

Его начало было ознаменовано активностью недавно назначенного секретаря Совета безопасности А.Лебедя. Интеграция бывшего командарма во властные структуры произошла в период президентской кампании по конъюнктурным, тактическим соображениям. Правящая элита с самого начала не считала нового секретаря СБ 'своим', так как он не имел опыта государственного управления на различных ступенях иерархической лестницы. Поэтому она фактически поставила А.Лебедя перед альтернативой: либо отказ от политических амбиций и превращение в 'нормального' высокопоставленного чиновника, либо уход из высшего руководства страны с крайне неясными перспективами. И назначение секретаря СБ полномочным представителем Президента по чеченскому урегулированию было продиктовано прежде всего стремлением нанести мощный удар по политическим амбициям генерала, заставить его увязнуть в трясине кавказских проблем и тем самым ослабить как федерального политика, реального кандидата в общенациональные лидеры.

Сам А.Лебедь, не будучи связан с современным российским истеблишментом и не неся ответственности за неудачи и просчеты политики реформ, обладал значительно большей возможностью политического маневра по сравнению с другими ведущими политиками и государственными деятелями. Снижение участия Б.Ельцина в политической жизни лишь добавило ему свободы.

Подписание 31 августа хасавюртовских соглашений положило начало прекращению военных действий в Чечне и выводу оттуда федеральных войск. И с этого момента начинается новая консолидация российской элиты - для борьбы с А.Лебедем. Причина такого поворота событий заключалась не в том, что секретарь СБ на практике реализовал вариант мирного урегулирования, заведомо неприемлемый для большей части истеблишмента. В конце концов, после августовских событий в Грозном для московских верхов стало фактически безразличным, по какому пути пойдет решение чеченской проблемы и какими будут последствия этого для национальных интересов России. Главное теперь заключалось в том, чтобы снять с себя ответственность за происходящее в мятежной республике и получить возможность сосредоточиться на решении 'более важных' вопросов. Раздражение элиты вызвало то обстоятельство, что миссия А.Лебедя в Чечне значительно укрепила его авторитет в российском обществе, в считанные недели превратив генерала в самого популярного российского политика. В преддверии предстоящей Президенту Б.Ельцину операции на сердце это не могло не тревожить.

Своей миротворческой деятельностью (в данном контексте неважно, какое объективное значение она имела для судеб страны) он впервые за последние годы продемонстрировал всему российскому обществу возможность проведения инициативной политики - когда проблема не просто признается, но и решается на практике. А это было уже вызовом всей политической системе 'суперпрезидентской республики'. Такие действия не могли интерпретироваться иначе, как подрыв стабильности и нарушение правил игры.

Вдохновленный успехами на поприще миротворчества А.Лебедь попытался существенно расширить свое влияние. Но действуя слишком прямолинейно, настроил против себя большинство элиты, в том числе и тех ее представителей, на помощь которых первоначально рассчитывал, например, министра обороны И.Родионова. А.Лебедю удалось заручиться поддержкой лишь опальной группировки А.Коржакова. В начале октября противоборство правящего истеблишмента с секретарем СБ достигло апогея. В ход были пущены скандальные разоблачения. Началась 'война компроматов'. В борьбу оказались втянуты почти все влиятельные фракции российской элиты. Федеральную исполнительную власть поддержали лидеры левой оппозиции, не без основания видевшие в генерале реального конкурента. Наконец, в результате массированного давления Б.Ельцин 17 октября отправил А.Лебедя в отставку. Многие аналитики полагали тогда, что истеблишмент, освободившись от очередного 'несистемного элемента', еще более консолидируется. И поначалу могло показаться, что события развиваются именно по такому сценарию. Незадолго до операции Президент принял решение о создании консультативного совета при главе государства для предварительного согласования важнейших решений. В его состав предполагалось ввести руководителя администрации, премьер-министра, председателей обеих палат Федерального Собрания. Уже первое заседание совета, прошедшее в расширенном составе, собрало наиболее влиятельных политиков. Это позволило большинству наблюдателей сделать вывод о наступлении 'эры политической стабильности', при которой серьезные расколы внутри элиты станут уже невозможными. Отчасти ту же цель преследовал и президентский указ от 7 ноября, провозгласивший 1997 г. 'годом национального примирения и согласия'.

Однако единство в российских верхах оказалось недолговечным. Под воздействием устойчивых факторов оно уступило место новому витку межгрупповых противоречий. Каковы же эти факторы?

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | сентябрь 1996 г.-январь 1997 г. ? 6 | I. Основные тенденции внутриполитического развития | Кризис властных отношений

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх