ГУБЕРНАТОРСКИЕ ВЫБОРЫ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ 'ТРЕТЬЕЙ СИЛЫ'?
Важным фактором, оказавшим значительное влияние на развитие
политического процесса в России, стали состоявшиеся в 50 субъектах
Федерации выборы их руководителей - губернаторов, президентов,
глав администраций. Поначалу околопрезидентскими структурами
выборы рассматривались как удобный инструмент для консолидации
властвующей элиты на основе противодействия попыткам левой
оппозиции взять реванш за поражение в президентской кампании.
Но в результате усиления внутриполитической борьбы в федеральном
Центре столичная элита не смогла выступить на губернаторских
выборах единым фронтом. Во многих регионах наиболее влиятельные
политики поддерживали разных кандидатов. В других субъектах
Федерации противостояние между претендентами от 'партии власти'
и левой оппозицией не имело решающего значения для исхода
выборов, который определялся соперничеством местных политических
и промышленно-финансовых группировок. На волне обострившегося
осенью социально-экономического кризиса в 16 регионах победу
одержали кандидаты, в той или иной степени поддержанные левой
оппозицией, в то время как практически в половине регионов
прежние главы администраций вынуждены были сложить полномочия.
Таким образом, итоги губернаторских выборов оказались неутешительными
с точки зрения федеральной 'партии власти'. Поставленные цели
достигнуты не были. В то же время было бы упрощением пытаться
оценивать возможное воздействие их результатов на политический
процесс в стране в целом только сквозь призму противостояния
нынешней федеральной исполнительной власти и левой оппозиции.
В общенациональном масштабе изменились институциональные
рамки взаимоотношений Центра и региональных элит, рычаги административного
контроля над которыми были в значительной мере утрачены. В
обстановке острого бюджетно-финансового кризиса уменьшились
и возможности влиять на региональные процессы с помощью финансовых
инструментов. Других же способов воздействия на власти субъектов
Федерации (например, посредством пропрезидентских общенациональных
политических партий), у Центра в настоящее время нет. Поэтому
в условиях ослабления федеральной власти сменившие прежний
статус назначенного чиновника на мандат народного доверия
региональные лидеры в ближайшей перспективе станут играть
все более заметную роль в общероссийской политике. Не исключено,
что при определенных условиях они могут превратиться в 'третью
силу', способную коренным образом переформатировать сложившуюся
систему властных отношений и изменить нынешний баланс сил
в российских верхах.