БОСНИЙСКИЙ КРИЗИС
В прошедшие месяцы продолжалось претворение в жизнь дейтонских
соглашений. На всеобщих выборах, состоявшихся 14 сентября,
как и следовало ожидать, победили представители националистически
ориентированных элит. Итоги голосования лишь официально закрепили
деление страны на три самостоятельные общины сербов, хорватов
и мусульман, ставящих во главу угла национальное самоопределение
и не желающих жить совместно в едином государстве. Реализация
американского плана ведет к созданию искусственного и нежизнеспособного
в долгосрочной перспективе государственного образования. Главный
замысел дейтонских архитекторов - воспрепятствовать воссоединению
боснийских сербов и СРЮ (имеющих, кстати, общую границу),
поскольку это нарушит благоприятный для Запада баланс сил
на Балканах. Не случайно на состоявшейся 4-5 декабря международной
конференции по выполнению соглашений по Боснии и Герцеговине
на уровне министров иностранных дел Е.Примаков выразил недовольство
пристрастным отношением к различным сторонам конфликта, особенно
со стороны международного трибунала в Гааге, а также тем,
что слишком большой упор делается на централизации и единстве
Боснии.
1 октября Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию
о снятии экономических санкций против Союзной Республики Югославии
и боснийских сербов. Однако она не предусматривает размораживания
зарубежных активов Белграда из-за продолжающихся споров по
поводу дележа наследства бывшей Югославии между странами,
возникшими на ее руинах. По настоянию США и вопреки позиции
России, Франции и Великобритании резолюция не отменила приостановку
членства СРЮ в ООН и ОБСЕ. США намерены активно использовать
угрозу возобновления санкций в качестве средства воздействия
на сербов, добиваясь от них следования американской схеме
боснийского урегулирования.
20 декабря истек мандат Сил по выполнению дейтонских соглашений,
взамен которых НАТО организовала развертывание сроком на полтора
года почти вдвое меньшей группировки международных сил стабилизации
и каждые полгода будет вносить коррективы в операцию с постепенным
сокращением присутствия, вплоть до полного его свертывания
к июлю 1998 г.
Для России взаимодействие с Западом в прекращении кровопролития
в Боснии вовсе не означает необходимости увязывать свою политику
с американским планом послевоенного устройства. Тем более,
что с некоторыми его существенными аспектами не согласны даже
европейские союзники США (прежде всего это касается намерения
Вашингтона 'перевооружить' Боснию, то есть - боснийских мусульман).
Интересы России и ряда стран Западной Европы в решении боснийской
проблемы могут сближаться по мере того, как все очевиднее
будет становиться недолговечность создаваемого под давлением
США единого государственного образования для трех этнических
общин, не желающих жить вместе.