СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ СОПЕРНИЧАЮЩИХ СТОРОН
Основной замысел президентской стороны был нацелен на регенерацию
большей части ельцинского электората образца 1991 г. По мнению
стратегов президентской команды, такая тактика в принципе
могла обеспечить переизбрание главы государства на второй
срок, поскольку возможности расширения электоральной поддержки
Г.Зюганова объективно были ограничены из-за его жесткой привязки
к КПРФ. В то же время реализация данного замысла имела шанс
на осуществление лишь при навязывании обществу ложной альтернативы
- возврат к прошлому со всеми его негативными сторонами (принудительным
трудом, хроническим дефицитом товаров, ГУЛАГом и т.п.) или
сохранение настоящего, пусть и бесконечно далекого от романтического
идеала эпохи подъема массового демдвижения, но большинством
населения (несмотря ни на что) воспринимаемого как вполне
сносное для существования и потому приемлемое в сравнении
с перспективой новых социальных потрясений. Этот подход предполагал
дискредитацию и фактическое выведение из реальной борьбы за
президентское кресло всех некоммунистических кандидатов, предельную
поляризацию политического спектра накануне выборов главы государства.
Составной частью данной стратегии являлся жесткий антикоммунизм,
а важнейшим инструментом проведения - монополия президентской
стороны на средства массовой информации, в первую очередь
- электронные.
В содержательном плане центр тяжести избирательной кампании,
проводимой командой Б.Ельцина, перемещался в информационное
пространство, в рамках которого предполагалось создать у населения
иллюзию, будто, не затрагивая основ проводившейся ранее политики,
можно решить наиболее острые проблемы страны - ликвидировать
хроническую задолженность государства по заработной плате
и пенсиям, прекратить гибель российских солдат в Чечне, остановить
спад промышленного производства и падение уровня жизни значительных
слоев населения. Первоначально в качестве одной из ударных
планировалось сделать и тему решительной борьбы с коррупцией.
Однако, начавшись в январе-феврале (арест бывшего и.о. генерального
прокурора России А.Ильюшенко, отстранение от должности руководителя
Роскомдрагмета Е.Бычкова), эта кампания очень быстро сошла
на нет, ибо в обстановке, требовавшей предельной консолидации
элиты, могли быть затронуты коренные интересы влиятельных
группировок истеблишмента.
Создание своеобразной 'виртуальной реальности', с точки зрения
организаторов избирательной кампании Б.Ельцина, являлось единственно
возможным способом консолидации различных сегментов электората
Президента, по-разному воспринимавших события в стране и обладавших
зачастую противоположными ценностными установками. Только
в информационном пространстве можно было создать впечатление,
что вполне реально одновременно проводить жесткую антиинфляционную
политику и реализовывать обширные социальные программы, добиваться
мирного урегулирования в Чечне и продолжать военные действия
против сепаратистов. Избирательная кампания Б.Ельцина по характеру
могла быть только активистской, направленной на создание образа
здорового, деятельного Президента, понимающего народные нужды,
единственного из вероятных претендентов способного сохранить
политическую и социальную стабильность в стране. Напряженным
был график предвыборных поездок, в ходе которых принимались
масштабные программы государственной помощи отдельным регионам,
отраслям экономики и социально-профессиональным группам.
По мере развертывания предвыборной гонки стратегия президентской
стороны претерпевала определенные коррективы. Информационно
и организационно подавив стремление наиболее влиятельных некоммунистических
политиков - Г.Явлинского, А.Лебедя и С.Федорова - создать
серьезную альтернативу ведущим кандидатам (так и не состоявшаяся
коалиция 'Третья сила'), нейтрализовав амбиции лидера ЛДПР
В.Жириновского, президентская команда в результате разнообразных
политических маневров сумела ослабить позиции этих претендентов,
частично интегрировав их основные программные установки в
избирательную программу Б.Ельцина. Более того, в апреле была
начата операция по перехвату у оппозиции одного из наиболее
сильных ее лозунгов - борьба с преступностью. Генерал А.Лебедь,
использовавший эту тематику как основную в своей избирательной
кампании, получив внушительную материальную, интеллектуальную,
организационную и информационную поддержку, фактически выступил
как дублер Б.Ельцина, игравший на электоральном поле оппозиции,
что стало очевидным сразу после первого тура, когда отставной
командарм был интегрирован во властные структуры. В значительной
степени этот нетривиальный, с точки зрения электоральной стратегии,
политический ход позволил Б.Ельцину выиграть борьбу за некоммунистический,
но оппозиционный по отношению к нынешней власти электорат.
Коммунистическая оппозиция остановилась, в отличие от президентской
команды, на инерционном стиле проведения избирательной кампании,
очевидно, переоценив итоги парламентских выборов, способность
большинства избирателей рационально воспринимать ситуацию
в стране и действия властей и, соответственно, преуменьшив
шансы Б.Ельцина сплотить вокруг себя значительную часть некоммунистического
электората. Лидеры КПРФ и ее союзников ошибочно полагали,
что на каком-то этапе большая часть электората осознает невозможность
выполнения главой государства своих предвыборных обещаний
и сделает выбор в пользу Г.Зюганова. Но какого-либо позитивного
и привлекательного видения будущего избирателям предложено
не было, лишь несколько модифицированный и улучшенный образ
современного общества с ярко выраженными рудиментами советской
эпохи в виде системы социальной защиты, реанимации отдельных
институтов тех времен и т.д. Фактически это являлось олицетворением
программных установок левого консерватизма (в противовес правому
консерватизму, ставшему идеологической основой предвыборных
действий президентской стороны).
Понимая, что население в своей массе не готово к активным
формам социального протеста, и опасаясь отмены выборов, роспуска
Думы и запрета деятельности КПРФ, лидеры Компартии отказались
от разработки инициативного плана действий. Будучи лишенными
доступа к электронным СМИ, они сосредоточили основные усилия
на дорогостоящих, но малоэффективных 'митинговых' поездках
своего кандидата по стране. Но если Президент во время таких
поездок 'налево и направо' раздавал льготы, субсидии, дотации,
кредиты и субвенции, а так же компьютеры, квартиры, легковые
автомобили, зерноуборочные комбайны и, естественно, обещания,
обещания и обещания, то Г.Зюганов, не имевший поддержки влиятельных
банков, корпораций и глав иностранных государств, был скуп
даже на обещания. Его 'мотто', главный лозунг, отдавал большевистским
'разбе-ремся и накажем'. Планировавшаяся КПРФ кампания традиционных
(и при других условиях - вполне эффективных) мер в рамках
тактики 'от двери к двери' в сложившихся обстоятельствах была
подавлена массированными действиями пропрезидентских СМИ.
Параллельно, практически на всем протяжении предвыборной
гонки, лидеры КПРФ поддерживали контакты с различными группировками
властвующей элиты (В.Черномырдиным, А.Коржаковым, Ю.Лужковым),
стремясь, с одной стороны, обезопасить себя от возможных неконституционных
действий власти, а с другой, - нащупать пути к достижению
компромисса. Подобная тактика на фоне наступательной, бескомпромиссной
кампании Президента значительно снижала мобилизационный потенциал
оппозиции и ее лидера. Ему так и не удалось заручиться поддержкой
значительных слоев некоммунистического электората, оппозиционно
настроенного по отношению к нынешней власти, чего и добивалась
президентская команда.
В итоге президентской стороне удалось навязать потенциальным
избирателям свою схему принятия решения, когда, по точному
определению одного из социологов, предстояло сделать выбор
между 'привычным новым' и 'привычным старым', между 'плохим'
и 'еще более худшим'.