ДЕЙСТВИЯ РОССИИ В ДРУГИХ РЕГИОНАХ
МИРА
Истекший период ознаменовался попытками России восстановить
свои позиции в некоторых районах мира, двухсторонние связи
с давними партнерами, в частности, Аргентиной, Кубой, Ираком.
Так, в конце апреля в Багдаде побывал министр топлива и энергетики
РФ Ю.Шафраник. Визит проходил во исполнение подписанного еще
в сентябре 1994 г. протокола о намерениях, предусматривающего
возобновление полномасштабного торгово-экономического сотрудничества
между Ираком и Россией после отмены санкций международного
сообщества против Багдада.
Большое внимание уделялось развитию отношений с КНР. Состоялся
визит министра обороны РФ П.Грачева в Китай и Южную Корею,
в ходе которого российская делегация предложила создать систему
коллективной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе
с участием шести государств - России, Китая, США, Японии,
Северной и Южной Кореи. По словам П.Грачева, министр обороны
КНР Ч и Хоютянь заявил о готовности Пекина прекратить испытания
ядерного оружия (последний ядерный взрыв Китай провел 14 мая,
в день прибытия российской делегации). Однако соглашение о
демилитаризации приграничной зоны подписать не удалось, поскольку
требование китайской стороны о сокращении на 50 /о количества
вооружений и военной техники в 100-километровой полосе для
России неприемлемо. Ввиду географических и климатических условии
российская техника и вооружения находятся именно там, в то
время как китайские крупные военные соединения расположены
в глубине страны. Остается не до конца решенной и проблема
демаркации российско-китайской границы в Хасанском районе.
По решению губернатора Приморского края часть подлежащей демаркации
территории передана уссурийскому казачеству.
Новым важным шагом в расширении взаимодействия России и Китая
стал визит премьера Госсовета КНР Ли Пэна в Москву. Существенным
его итогом явились договоренности о развитии экономического
сотрудничества, в том числе в осуществлении крупных совместных
проектов - строительства моста через Амур и АЭС в провинции
Ляонин. Знаменательно и совместное обращение к третьим странам,
в котором российский и китайский премьеры заявили, что Россия
и Китай "не нуждаются в поучениях и сами разберутся,
как им жить".
В заключение необходимо подчеркнуть, что в будущем нашей
стране предстоит преодолеть значительные препятствия на пути
превращения отношений со странами Запада в подлинно равноправные.
России следует придерживаться твердого курса на обретение
вновь реального статуса великой мировой державы.
Достижение глобальных политических целей в современных условиях
может быть обеспечено лишь концентрацией ресурсов на тех направлениях,
на которых в предшествующие десятилетия отечественная внешняя
политика имела наибольшие успехи, могущие послужить фундаментом
для возобновления активного сотрудничества.
При этом обеспечение глобальных интересов не должно заслонять
сравнительно частные проблемы взаимоотношений с малыми сопредельными
государствами, важно завязать каждое из них на конкретные
выгоды политических и экономических контактов с Россией, что
в конечном счете позволит накопить критическую массу стабильности
по периметру наших границ.