АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН
В то время как позиция официального Токио по так называемой
"проблеме спорных территорий" практически не изменилась,
в японском истеблишменте все более крепнут великодержавные
настроения. Если влиятельная социал-демократическая партия
выступала ранее против перевооружения страны и односторонней
ориентации на военно-политический союз с США, то теперь, по
мнению ее руководства, такой курс уже не соответствует современным
реальностям. Наличие национальных вооруженных сил признается
конституционным, а американо-японский договор безопасности
оценивается положительно.
Руководство страны отказалось на практике от важнейшего принципа
военного строительства, исключавшего использование японских
военнослужащих за рубежом, и направило подразделения Сил самообороны
в Африку для проведения миротворческих операций. Опираясь
на здоровую и развивающуюся экономику, оно стремится поднять
политический статус Японии в мировом содружестве. Заручившись
поддержкой видных деятелей ООН (в частности, Генерального
секретаря), министр иностранных дел Иохэй Коно заявил о намерении
Японии стать постоянным членом Совета Безопасности.
Все это свидетельствует о том, что государство освобождается
от "комплекса неполноценности", возникшего в результате
поражения во Второй мировой воине, и на дальневосточных границах
наша страна вновь имеет опасного и амбициозного соседа.
Во второй половине 1994 года разрешился многомесячный кризис
вокруг "ядерной программы" Пхеньяна. Власти КНДР
и США смогли сблизить позиции по обсуждаемым вопросам без
привлечения к переговорам других участников. Идея Москвы о
созыве международной конференции, как и следовало ожидать,
осталась невостребованной. В результате дипломатических маневров
Вашингтон не только сумел заключить соглашение с руководством
Северной Кореи о замораживании ее ядерной программы и демонтаже
графитовых реакторов, но и создал там под своим контролем
международный консорциум для строительства атомных электростанций
на легкой воде. Обещая Пхеньяну дипломатическое признание
и серьезную экономическую помощь, США надеются исключить Россию
из числа конкурентов на реализацию программы переоснащения
ядерного комплекса КНДР.
За прошедшие месяцы отношения между Российской Федерацией
и Китайской Народной Республикой получили серьезную правовую
основу. В ходе визита Председателя КНР в Москву был заключен
целый ряд соглашений и договоров. В результате большая часть
границы между нашими странами получила юридическое оформление;
она проведена по главному фарватеру пограничных рек. Оставшиеся
спорными территориальные вопросы, по мнению Москвы, могут
быть решены постепенно, то есть Кремль готов следовать формуле
"граница с дырами". Однако вопрос о незаконной миграции
китайского населения в дальневосточные российские края и области
так и не был урегулирован.
В то же время у российских ядерщиков на китайском рынке,
ранее полностью ориентированном на северного соседа, начали
появляться конкуренты. После заключения в ноябре соглашения
о ядерном сотрудничестве Китая и Канады российская монополия
на этом емком рынке была нарушена.
Похоже, что на Дальнем Востоке влияние России начинает ограничиваться
собственными государственными границами. Мы теряем традиционных
военно-политических и экономических партнеров и не обретаем
новых. В то же время на наших рубежах начинает образовываться
Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли, в границах
которой проживает более 40% населения Земли и на долю которой
приходится около половины мирового валового продукта и оборота
торговли. И хотя многие государства ОАТЭС стремятся защитить
свои экономики протекционистскими мерами, большинство из них
считает целесообразным присутствие американских вооруженных
сил в этом регионе, для того чтобы обезопасить себя от возможных
угроз со стороны КНДР и обеспечить силовой противовес Китаю
и Японии. Таким образом, военное присутствие Вашингтона от
Брунея до Канады и от Японии до Новой Зеландии сохранится.