Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/rus1994_2_21.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:29:39 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | второе полугодие 1994 г. ? 2 | Азиатско-Тихоокеанский регион

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН

В то время как позиция официального Токио по так называемой "проблеме спорных территорий" практически не изменилась, в японском истеблишменте все более крепнут великодержавные настроения. Если влиятельная социал-демократическая партия выступала ранее против перевооружения страны и односторонней ориентации на военно-политический союз с США, то теперь, по мнению ее руководства, такой курс уже не соответствует современным реальностям. Наличие национальных вооруженных сил признается конституционным, а американо-японский договор безопасности оценивается положительно.

Руководство страны отказалось на практике от важнейшего принципа военного строительства, исключавшего использование японских военнослужащих за рубежом, и направило подразделения Сил самообороны в Африку для проведения миротворческих операций. Опираясь на здоровую и развивающуюся экономику, оно стремится поднять политический статус Японии в мировом содружестве. Заручившись поддержкой видных деятелей ООН (в частности, Генерального секретаря), министр иностранных дел Иохэй Коно заявил о намерении Японии стать постоянным членом Совета Безопасности.

Все это свидетельствует о том, что государство освобождается от "комплекса неполноценности", возникшего в результате поражения во Второй мировой воине, и на дальневосточных границах наша страна вновь имеет опасного и амбициозного соседа.

Во второй половине 1994 года разрешился многомесячный кризис вокруг "ядерной программы" Пхеньяна. Власти КНДР и США смогли сблизить позиции по обсуждаемым вопросам без привлечения к переговорам других участников. Идея Москвы о созыве международной конференции, как и следовало ожидать, осталась невостребованной. В результате дипломатических маневров Вашингтон не только сумел заключить соглашение с руководством Северной Кореи о замораживании ее ядерной программы и демонтаже графитовых реакторов, но и создал там под своим контролем международный консорциум для строительства атомных электростанций на легкой воде. Обещая Пхеньяну дипломатическое признание и серьезную экономическую помощь, США надеются исключить Россию из числа конкурентов на реализацию программы переоснащения ядерного комплекса КНДР.

За прошедшие месяцы отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой получили серьезную правовую основу. В ходе визита Председателя КНР в Москву был заключен целый ряд соглашений и договоров. В результате большая часть границы между нашими странами получила юридическое оформление; она проведена по главному фарватеру пограничных рек. Оставшиеся спорными территориальные вопросы, по мнению Москвы, могут быть решены постепенно, то есть Кремль готов следовать формуле "граница с дырами". Однако вопрос о незаконной миграции китайского населения в дальневосточные российские края и области так и не был урегулирован.

В то же время у российских ядерщиков на китайском рынке, ранее полностью ориентированном на северного соседа, начали появляться конкуренты. После заключения в ноябре соглашения о ядерном сотрудничестве Китая и Канады российская монополия на этом емком рынке была нарушена.

Похоже, что на Дальнем Востоке влияние России начинает ограничиваться собственными государственными границами. Мы теряем традиционных военно-политических и экономических партнеров и не обретаем новых. В то же время на наших рубежах начинает образовываться Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли, в границах которой проживает более 40% населения Земли и на долю которой приходится около половины мирового валового продукта и оборота торговли. И хотя многие государства ОАТЭС стремятся защитить свои экономики протекционистскими мерами, большинство из них считает целесообразным присутствие американских вооруженных сил в этом регионе, для того чтобы обезопасить себя от возможных угроз со стороны КНДР и обеспечить силовой противовес Китаю и Японии. Таким образом, военное присутствие Вашингтона от Брунея до Канады и от Японии до Новой Зеландии сохранится.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | второе полугодие 1994 г. ? 2 | Азиатско-Тихоокеанский регион

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх