ЕВРОПЕЙСКОЕ ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Европейские региональные институты, западноевропейские государства
и Соединенные Штаты Америки основное внимание, как и прежде,
уделяли здесь странам Балтии, Украине и Белоруссии.
В Прибалтике противодействие российской политике оказывалось
по всем направлениям. Во-первых, было очевидно настойчивое
стремление обеспечить уход российских подразделений из Латвии
и Эстонии к первому дню осени. Как только Москва попыталась,
затормозив вывод войск, продемонстрировать твердость всего
лишь в отстаивании прав российских военных пенсионеров, западные
страны однозначно встали на сторону Риги и Таллина. Был предпринят
целый ряд политических демаршей (из резиденций германского
канцлера и американского президента в Кремль ушло несколько
писем), в целях смягчения российской позиции. Во-вторых, однозначно
поддерживались намерения Латвии, Литвы и Эстонии вступить
в европейские экономические структуры. В конце ноября 1994
г. министры иностранных дел Европейского союза, входящие в
Совет этой организации, приняли решение о начале переговоров
со странами Балтии и утвердили мандат на их ведение на тех
же условиях, что и со странами Вышеградской группы.
В то же время некоторые политические деятели предупреждали
Вильнюс, Ригу и Таллин об опасности их ускоренного вхождения
в сферу прямого влияния развитых государств Запада, так как
это может разрушить национальные экономики, и предлагали пойти
по пути поэтапной интеграции.
Все большим влиянием в Прибалтике пользуется Германия, руководство
которой заверило лидеров Латвии, Литвы и Эстонии о своей поддержке
процессов укрепления их независимости и перехода к демократии
и рыночной экономике. Именно представитель германского МИДа
на церемонии открытия переговоров представителей Европейской
комиссии с дипломатами этих постсоветских республик в Брюсселе
заявил, что целью диалога является их полноправное членство
в Европейском Союзе в будущем.
Получая сигналы о благожелательном отношении к их интеграции
в общеевропейские экономические институты, власти балтийских
стран стремятся к одновременному включению в структуры Североатлантического
альянса и отказываются от каких-либо формвоенного сотрудничества
с Россией. В рамках реализации программы "Партнерство
во имя мира" в Риге от имени Латвии, Литвы и Эстонии
был подписан договор о создании миротворческого батальона,
который должен действовать в соответствии с мандатами ООН
и СБСЕ в рамках программ сотрудничества с НАТО. При этом финансировать
"балтийское подразделение" обещали Соединенные Штаты
(10 млн. долл. из необходимых 27 млн.), Великобритания и страны
Северной Европы. Таким образом, западные государства начинают
давать деньги не только на демонтаж военных сооружений, оставшихся
от Советской Армии (на демонтаж локатора в Скрунде США обещали
около 7 млн. долл.), но и на формирование "переходных"
воинских подразделений, обеспечивающих взаимопроникновение
структур НАТО и армий прибалтийских государств.
По-прежнему далек от разрешения вопрос о демаркации границ
с Россией. Власти Эстонии считают нынешнюю границу "контрольной
линией", признавая правовым лишь тот российский рубеж,
который был определен в Тартусском мирном договоре и пролегает
по территории Ленинградской и Псковской областей. Эстонская
сторона не исключает возможности привлечения международных
организаций к разрешению проблемы "оккупации" Россией
части ее территории (то ли посредством обращения в Гаагский
международный суд, то ли привлечением на свою сторону СБСЕ,
постоянный комитет которого критически отнесся к односторонней
демаркации российско-эстонской границы). Президент Латвии
Гунтарс Улманис проявляет в этом вопросе большую гибкость,
отмечая, что территориальные вопросы могут получить разрешение
немного позднее. Но в обоих случаях вопрос о границах остается
открытым.
Вряд ли следует ожидать, что ведущие страны Запада будут
благосклонно относиться к территориальным претензиям Риги
и Таллина. Однако власти Литвы, Латвии и Эстонии, намеренные
юридически закрепить факт оккупации Советским Союзом этих
республик в 40-90-е годы, могут заручиться поддержкой, например,
Швеции, и тогда проблема демаркации российских границ приобретет
международный характер.
Вывод войск РФ устранил один из поводов для повышенного внимания
к ситуации в Прибалтике и одну из причин антироссийских настроений
местных политических элит и населения. Это заставило Вильнюс,
Ригу и Таллин искать новые способы использования тезиса о
"российской угрозе новым суверенным государствам"
и получения "эффективных международных гарантий"
своей независимости. В результате была активизирована проблема
Калининградской области, "милитаризация которой не может
не настораживать". Налицо настойчивые попытки вовлечь
в обсуждение проблемы Калининградской области мировое сообщество
и поставить под сомнение суверенитет России над этой территорией.
Федеративная Республика Германия пока не выдвигает территориальных
претензий к России. Но сообщения с юга европейского континента
наглядно демонстрируют, что проблема восстановления прав собственности
граждан государств гитлеровской коалиции на имущество, оставленное
на территориях, отошедших к победителям, становится важной
предпосылкой для интеграции в общеевропейские институты. Министр
иностранных дел Италии Антонио Мартино во время встречи руководителей
МИД стран-членов ЕС в Брюсселе заблокировал решение о начале
переговоров с Любляной о предоставлении Словении статуса ассоциированного
члена Европейского Союза из-за того, что вопрос "о межвоенной
собственности" остается открытым. В то же время в Германии
все громче раздаются голоса о возвращении имущества, конфискованного
после войны властями Чехословакии у су детских немцев, а также
и о предоставлении части немцев Судет земельных участков в
качестве компенсации за экспроприированную земельную собственность.
В противном случае многие из немецких парламентариев будут
против вступления Чехии в общеевропейские военно-политические
и экономические структуры. По мнению некоторых членов бундестага,
государство может отказаться от любых своих претензий и прав,
но не может отказаться от имущественных прав частных лиц.
Тем самым вопрос о частной собственности немцев в Калиниграде
и в Восточной Пруссии в целом пусть не в ближайшее время,
но будет поставлен в повестку дня, несмотря на то что официальные
лица ФРГ пока стараются не акцентировать на нем внимание.
Украина и Белоруссия. Политика западных государств в отношении
Украины и Белоруссии несколько отличается от проводимой в
Прибалтике. Здесь акцент делается на обещании финансовой поддержки
в случае, если будет движение "по пути всесторонних реформ",
а также если будет принята программа сокращения обычных вооружений
в Белоруссии и продолжится процесс ядерного разоружения Украины.
Закавказье. Последние события в Закавказье вновь наглядно
демонстрируют, что именно контроль над нефте- и газопроводами
обеспечивает доминирующую роль того или иного государства
в этом регионе. И хотя в августе 1994 г. Запад попытался переориентировать
российскую внешнюю политику на юг, стремясь закрыть для нее
европейское направление (были даны сигналы того, что российское
руководство может патронировать урегулирование конфликтов
в кавказском "подбрюшье" РФ при одновременном ограничении
московского влияния бывшей государственной границей Советского
Союза), уже в сентябре активность развитых стран в этом важном
регионе усилилась. После того как в сентябре в Баку государственной
нефтяной компанией Азербайджана был подписан контракт с корсоциумом
иностранных компаний о совместной разработке нефтяных месторождений
"Чираг", "Азери", "Гюнешли",
а президент Алиев заявил, что Баку признает бесспорное право
Турции проложить стратегический нефтепровод по ее территории,
и ООН, и СБСЕ, и отдельные страны Запада стали настойчиво
предлагать свои посреднические услуги в урегулировании грузино-абхазского
и азербайджано-армянского конфликтов. Обе международные организации,
отмечая роль и влияние Российской Федерации в умиротворении
Кавказа, желательность ее участия в мирном процессе, одновременно
подчеркивают приоритет ООН и СБСЕ в посредничестве между противоборствующими
сторонами. В частности, по мнению Генерального секретаря ООН
именно Совет Безопасности способен оказать позитивное воздействие
на ситуацию в Грузии (СБ постановил провести совместную со
странами СНГ миротворческую операцию в Абхазии, введя на ее
территорию миротворческие силы СНГ на 6 месяцев и увеличив
число военных наблюдателей до полусотни человек). "Минская
группа" СБСЕ настойчиво подчеркивает, что участие в урегулировании
карабахского кризиса миротворческого контингента СБСЕ желательно
и необходимо, причем численность российских военнослужащих
в нем не должна превышать 30%. На декабрьской сессии СБСЕ
в Будапеште было принято решение о направлении трехтысячного
миротворческого контингента в зону армяно-азербайджанского
противостояния.
Очень важную роль здесь начинает играть Турецкая республика,
которая, добившись от международных организаций поддержки
своих предложений по ограничению судоходства в черноморских
проливах, контролирует выход из Черного моря в Мировой океан.
При этом Анкара провела 17-19 октября 1994 г. в Стамбуле совещание
глав тюркоязычных государств с участием представителей Турции,
Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Туркмении, на котором
было подписано соглашение о совместных разработках нефтяных
месторождений. Подписывая Договор о дружбе и сотрудничестве
с Турцией, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил,
что между двумя странами существуют братские, родственные
отношения, а Турция является опорой Казахстана.
Тем самым в Закавказье усиливается влияние международных
и региональных организации, сопредельных государств, а российское
влияние слабеет. Москва начинает терять контроль над сырьевыми
потоками не только с Кавказа, но и из Средней Азии.
Так, в конце августа в Тегеране президенты Туркменистана
и Ирана подписали соглашение о строительстве газопровода,
по которому туркменский газ через Иран и Турцию пойдет в Западную
Европу.
В связи со все большим вовлечением в армяно-азербайджанский
конфликт Турции и Ирана (как правило, они поддерживают Баку
в то время как кремлевское руководство с большей симпатией
относится к Еревану) нельзя исключить новых осложнений в отношениях
между Москвой, Анкарой и Тегераном. Попытки Российской Федерации
восстановить экономические связи с Ираком, важнейшим оппонентом
Ирана в ближневосточном и переднеазиатском регионах, и вернуться
на его обширный рынок в еще большей степени сужают перспективы
участия России в достижении мира между Баку, Ереваном и Степанакертом.