ТАДЖИКИСТАН
Декларировав "политику суверенизации" в отношениях
с бывшими братскими республиками, Россия уничтожила равновесие
на окраинах и, по сути, спровоцировала во многих местах вооруженные
конфликты, а в Таджикистане - гражданскую войну.
Следование этому курсу в конце концов создало явную угрозу
осложнений внутри самой России, подорвало ее престиж и ослабило
безопасность. Однако вместо трезвого анализа ошибок и их последствий
и выработки на его основе иной стратегии российское руководство
долгое время предпочитало лишь имитировать заинтересованность
развитием событий. Только многократная смена политической
реальности, кровь тысяч бывших сограждан и сотен нынешних
заставили его осознать, что конфликт не рассосется и России
от него не уйти.
Непонимание Москвой сути происходящего и нежелание расстаться
с прежними губительными иллюзиями привели в конечном счете
к тому, что ее политика объективно и неизбежно превратилась
в свою противоположность. Сейчас отношения России с Таджикистаном
(да и не только с ним, но и с Молдавией, Белоруссией, Азербайджаном
и др.) все больше развиваются в духе неоколониализма, со всеми
его грубостями и цинизмом. Доказательством этого стали итоги
выборов президента РТ, состоявшихся 6 ноября с.г., а также
ход межтаджикских переговоров.
Президентские выборы. Совершенно очевидно, что без поддержки
Кремля (как можно судить, например, по выступлению Б.Ельцина
на заключительной пресс-конференции участников Московской
встречи лидеров государств СНГ) Э.Рахмонову не удались бы
все те многочисленные нарушения законных процедур подготовки
и проведения выборов, о которых сообщалось в российских СМИ
практически всех политических направлений. Избрание Рахмонова,
с точки зрения официальной Москвы, вполне законно. Несмотря
на то что кулябский режим давно и по сей день считается прокоммунистическим
(на самом деле этот ярлык призван лишь затем, чтобы выразить
отрицательное отношение к противникам "демократической"
оппозиции), его "несущие конструкции" в значительной
степени носят криминальный характер (во главе МВД - уголовник
Я.Салимов), а политика основывается преимущественно на насилии
и постоянно провоцирует конфронтацию, российские демократы
все же сделали ставку на его сохранение. Более умеренный А.Абдуллоджонов
был проигнорирован.
Становится ясно, почему с такой легкостью Рахмонову удалось
фактически установить диктатуру, совмещая одновременно с президентским
пост главы парламента и сохраняя тем самым контроль за силовыми
структурами. Он не может не отдавать себе отчет в том, что
столь открытое присвоение власти обязательно вызовет всплеск
военной и политической активности оппозиции, сведет на нет
все усилия по урегулированию напряженности, приведет к обострению
межкланового, социального и межнационального противостояния.
Причина такой решимости - в уверенности таджикского президента
в поддержке России.
Объяснение этому наши аналитики обычно ищут в следующих сентенциях:
Рахмонов - сильная фигура, он нанес военное поражение оппозиции,
и добиться "решительного перелома ситуации в свою пользу
она уже не в состоянии" ("НГ", 09.11.94). Или:
отстранение от власти Рахмонова привело бы к усилению напряженности
на таджикско-афганской границе, так как за него Кулябский
район, являющийся приграничным. Однако и военные успехи Рахмонова,
и надежность границ обеспечиваются российскими вооруженными
силами, а в сферу влияния правительства в настоящий момент
входит лишь одна (да и то частично) Хатлонская область - примерно
20% всей территории республики.
Межтаджикские переговоры. С самого начала Душанбе показал,
что от переговоров ждать абсолютно ничего не приходится. Это
проявилось и в позиции правительства, и в составе первых двух
делегаций, возглавлявшихся маловлиятельным министром труда
РТ. В результате даже соглашение о прекращении огня было подписано
только накануне третьего раунда, несмотря на то что оппозиция
не выдвигала каких-либо неприемлемых условий. Более того,
объективно позиция исламистов давала реальный шанс вообще
закончить кровопролитие: они настаивали на разоружении всех
противостоящих группировок, включая МВД и МО республики, при
сохранении российских миротворческих сил. Почему же Россия
ничего не сделала для того, чтобы эти предложения были приняты?
Лишь после осложнения отношений с представителями ООН заместитель
Козырева Чернышев пытался повлиять на делегацию РТ. Да и то
без особых результатов.
Из всего этого следует вывод: Рахмонов и его политика выгодны
Москве - только такой режим, марионеточный по сути, может
гарантированно обеспечить России доступ к ресурсам и промышленности
Таджикистана. Чем еще республика может расплатиться за долги,
за политическую и военную поддержку?
И с точки зрения целесообразности, и с моральных позиций
такой подход не соответствует национальным интересам нашего
государства: