ПРИДНЕСТРОВЬЕ
Развитие приднестровской проблемы за последние полгода по-прежнему
демонстрирует крайнюю противоречивость и непоследовательность
позиций всех заинтересованных в разрешении конфликта сторон.
И Москва, и Кишинев, и Тирасполь постоянно сталкиваются с
необходимостью платить слишком большую цену за дезинтеграцию
(даже, принимая во внимание несопоставимость масштабов этой
цены для России и Молдавии), однако политические цели и амбиции
власть предержащих определили во многом необратимый уже путь
к иным жизненным реалиям. Приспособление к ним видится каждой
из сторон по-своему и нередко в искаженном виде.
Для Кишинева, объективно, логика утверждения государственного
суверенитета подразумевает максимальное дистанцирование от
России на случай, если в ней вдруг возобладает тенденция воссоздания
союзного государства или империи. Главной движущей силой такой
политики закономерно становится национализм, направленный
против всего русского. Отсюда неизбежная ориентация на Запад,
стремление поскорее вписаться в систему европейских экономических
и политических связей, гарантирующих международную субъектность
Молдавии.
Для Левобережья, исторически русской территории, разрыв с
Россией неприемлем ни в моральном, ни в материальном отношении.
Специфика региона и легла в основу требования особого статуса,
позволяющего противостоять молдавскому национализму. Такова
первоначальная завязка приднестровского конфликта, прошедшего
все стадии от войны до попыток мирного урегулирования.
Как видим, центральным пунктом здесь является отношение к
России. После известных событий лета 1992 г. России, вопреки
определенной Беловежскими соглашениями политической стратегии,
пришлось активно воздействовать на развитие ситуации. С этого
момента прозападная политика Москвы входит в конфликт с необходимостью
отстаивания собственных интересов в Приднестровье. Очевидным
критерием успеха становится вопрос о судьбе 14-й армии.
Однако число заинтересованных сторон на этом не ограничивается.
Помимо Румынии, к разрешению приднестровской проблемы начинает
приобщаться Запад, в первую очередь в лице СБСЕ и НАТО. В
отличие от Москвы, явно тяготящейся военным и политическим
присутствием в Молдавии, последние без особых усилий реализовали
свои претензии на роль контролеров по умиротворению. В результате
конфликт окончательно оказался вписанным в контекст острейших
международных проблем. Конкретно-исторические факторы противостояния
Кишинева и Тирасполя либо отошли на задний план, либо превратились
в средство манипуляции, как со стороны крупных игроков - России
и Запада, так и со стороны местных политических сил и группировок.
Таково самое общее представление о ситуации в Приднестровье.
Ключевым моментом нынешнего (начиная с апреля 1994 г.) этапа
приднестровского конфликта является вопрос о выводе 14-й армии.
Именно на него замыкаются в конечном счете все остальные проблемы:
1. Кишинев, оказавшийся в условиях жесточайшего экономического
кризиса, усугубленного хозяйственным размежеванием с Левобережьем,
не может утвердить там свой политический суверенитет с помощью
военной силы. А это волей-неволей заставляет обращаться за
экономической помощью к России (400 млрд. руб. долга за российский
газ, льготные закупки 200 тыс. тонн зерна, 70 млн. долларов
кредита с выплатой до 2000 г. и т.п. - все это под заклад
15 молдавских предприятий стоимостью 380 млрд. руб.).
2. Без установления полного контроля над территорией Молдавия
не будет принята в Совет Европы, что позволило бы надеяться
на значительное расширение помощи Запада.
3. Официальный Тирасполь, несмотря на взаимную неприязнь
с генералом Лебедем, использует тем не менее проблему о 14-й
армии как свой козырь: 80% рядового и сержантского состава
армии и половина офицерства - выходцы из Приднестровья; ускоренный
вывод армии неизбежно сопряжен с элементом дезорганизации,
а следовательно, будет сопровождаться расхищением складов
и вооружением местных формирований. Поэтому правительство
не спешит с формальным решением.
4. Россия, не определившись с 14-й армией, также не может
иметь надежных гарантии, что ее примут в Совет Европы в апреле
1995 г.
5. Для Запада же вывод армии - самоцель, объективно выражающая
его стремление ослабить Россию.
События последних месяцев - иллюстрация противоречивости
российской политики в ближнем зарубежье. С одной стороны,
на ней сказывается инерция дезинтеграции, именовавшейся в
свое время "политикой суверенизации" бывших союзных
республик, а с другой стороны, объективная потребность в обеспечении
национально-государственных интересов. Это проявилось в июле
- в реорганизации управления 14-й армией и попытке устранения
с поста командарма генерала А.Лебедя; в августе-сентябре -
в договоренности о выводе 14-й армии на российских условиях
(в течение 3-х лет и лишь в том случае, если будет определен
статус ПМР); в ноябре - в активизации усилий, вынуждающих
Кишинев смириться с замораживанием вопроса о судьбе армии
(речь идет о 2-кратном сокращении миротворческих сил в Приднестровье
и замене их батальонами местной гвардии, что сразу же побудило
Молдавию поубавить надрыв в воззваниях к Совету Европы и пойти
на уступки).