ЧЕЧНЯ
События второй половины 1994 г. показали, что политический
кризис в Чечне вступает в новую фазу.
Декларированная в 1991 г. руководством Чечни независимость
определила дальнейшее развитие взаимоотношений. Нелегитимность
грозненских властей, по понятным причинам, как бы оставалась
вне поля зрения Кремля. Сложная ситуация в Москве и России
в целом не позволила тогда осмылить происходящее, и режим
получил возможность закрепиться и приобрести устойчивость.
Последовательно устраняя соперников, Дудаев все больше утверждался
в качестве единоличного лидера. В отличие от большинства руководителей
автономий, понимавших глубокую экономическую зависимость от
РФ и так или иначе подтвердивших свою лояльность федеральным
властям, он стремился продлить эйфорию суверенизации, продемонстрировав
тем самым политический дилетантизм и неспособность к компромиссам.
Экономический кризис в республике сопровождался резким падением
уровня жизни и обострением криминогенной обстановки. Замахнувшись
на политический суверенитет, дудаевская клика подводила под
него материальную базу методом "национального мародерства"
(термин Ж.Тощенко).
На этом фоне зрела оппозиция, формировавшаяся в условиях
правового беспредела. Противники Дудаева во многом повторяли
его методы, что способствовало проникновению в нее криминальных
групп. Появление связующего органа - Временного Совета - породило
надежду на консолидацию антидудаевских формирований. Позиция
Москвы сразу же четко обозначилась: делать ставку на "здоровые
силы в республике".
Борьба за власть в Чечне не затронула широкие массы населения.
Необходимо было время для упрочения альтернативных органов
власти и антидудаевских настроений в обществе. Это было возможно
только с помощью федеральных ведомств, которая и была оказана.
Отсутствие в Чечне яркого оппозиционного лидера не дало развиться
этому процессу. Слишком очевидны были противоречия внутри
коалиции. К августу стало ясно, что Временный Совет авторитетом
не обладает, и единственным способом сохранения призрачного
единства оппозиции стала эскалация вооруженного конфликта.
По сути дела и режим в Грозном, и Временный Совет начали
разыгрывать "российскую карту". Дудаев, пытаясь
объединить вокруг себя чеченцев, постоянно муссировал идею
"российской угрозы", а его оппоненты убеждали Москву
в слабости вооруженных формирований противника. Столкновения
в сентябре-октябре 1994 г. продемонстрировали, что самостоятельно
свергнуть режим Дудаева оппозиция не сможет.
В результате Хасбулатов и Автурханов активизировали попытки
получить военно-техническую помощь из Центра. Но странное
поражение Временного Совета 26-28 ноября показало, как минимум,
что они не готовы к установлению контроля над всей территорией
республики. Перед российским руководством вновь встала дилемма:
либо признать легитимность режима Дудаева и наладить переговорный
процесс, либо ликвидировать его силовыми методами, причем
конституционная база для этого имеется. Всю серьезность положения
осознал и Дудаев, предпринявший политический маневр, согласившись
на особый статус Чечни в России: совместная оборона, совместная
экономика, общее денежное и энергетическое пространство ("Известия",
10.12.94). Однако такое заявление было сделано уже в ходе
наступления российских войск. Устранение Дудаева поставит
в повестку дня целый ряд сложнейших проблем:
Будущее Чечни и всего Северного Кавказа во
многом зависит от того, удастся ли российскому правительству
сформировать такую Временную администрацию, которая понимает,
что происходит, и будет иметь политическую волю и человеческую
мудрость для выведения чеченского общества из тупика.