|
Публикации
| Р о с с и я : мониторинг, анализ,
прогноз | первое полугодие 1994 г. ? 1 | Россия в поисках новой идеологии
партии в условиях "быстрой" смены идеологических парадигм
РОССИЯ В ПОИСКАХ НОВОЙ ИДЕОЛОГИИ
ПАРТИИ В УСЛОВИЯХ "БЫСТРОЙ" СМЕНЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАДИГМ
Развитие политического процесса в России шло
рука об руку с острой идеологической борьбой. Причем идеология
пролагала путь политике, либо служила целям ее апологетического
оправдания. В целом те или иные идеологические доктрины закладывались
в основу деятельности вновь рожденных политических партий и
движений. Уже в 60-х годах были сформулированы два крайних идеологических
полюса, ориентированных на политическую модернизацию России,
- перенесенная на российскую почву модель западной либеральной
демократии (А.Сахаров) и консервативно-почвенническая модель
посткоммунистического развития России (А.Солженицын). Соответственно,
и в так называемом диссидентском российском движении эти полюса
существенно разнились друг от друга, сходясь в общем неприятии
коммунистической действительности. Попытки Ю.Андропова провести
модернизацию коммунистического режима "сверху" ощутимого
результата не дали в связи с краткостью его правления.
Поэтому приход к власти М.Горбачева открывал
для общества заманчивую перспективу борьбы с " застоем
". К этому моменту западными идеологами (в первую очередь,
З.Бжезинским) была сформулирована и схема посткоммунистического
развития СССР и других социалистических стран (коммунистический
тоталитаризм - толерантный авторитаризм - демократия). Этот
взгляд З.Бжезинского на российской почве достаточно энергично
пропагандировали А.Мигранян и И.Клямкин.
Однако развитие России пошло по более сложной
и противоречивой схеме:
- коммунистическая "либерализация" (горбачевская
"перестройка")
- антикоммунистическая фаза и торжество радикального либерализма
(деятельность Ельцина и "Демроссии" с августа
1991 г. - по сентябрь-октябрь 1993 г.)
- "просвещенный" авторитаризм (нынешняя фаза)
- националистический неототалитаризм (будущая фаза российского
политического развития).
Безусловно, каждая из фаз не отделена одна
от другой непреодолимой стеной, они как бы "прорастают"
друг в друга в процессе эволюции общества. Но в целом подобная
схема позволяет дать общую характеристику того или иного этапа
политического развития России и выделить господствующую идеологическую
парадигму каждого из них.
Горбачевская "перестройка" в качестве
коммунистической "либерализации" имела целью построение
гуманного социализма, введение "гласности", вхождение
в общечеловеческую цивилизацию. Однако на практике "либеральный
вирус" достаточно стремительно разложил как сами структуры
КПСС, так и другие консоли "тоталитарной" власти.
КПСС как аппаратная бюрократическая структура
не поддавалась реформации. С этим связано образование (с 1988
г.) "реформаторами-коммунистами" широкой сети политических
клубов по всей стране - "Демократическая перестройка",
"Перестройка-88", "Народное действие", "Социалистическая
инициатива", "Московский Народный фронт" ит.д.Ряд
функционеров этих организаций в 1989 г. был избран в народные
депутаты СССР - Ю.Афанасьев, С.Станкевич, Т.Гдлян и другие.
Однако раскол КПСС в условиях отсутствия реформации
снизу и господства парталпарата был неизбежен. К январю 1990
г. относится формирование внутри КПСС "Демократической
платформы КПСС" (лидеры В.Лысенко, С.Сулакшин, В.Шостаковский,
а также Ю.Афанасьев, Н.Травкин, Т.Гдлян). Цель этого объединения
- провести демократические преобразования внутри КПСС и в обществе
в целом.
Однако попытки реформировать КПСС изнутри окончились
провалом на 28 съезде КПСС, что повлекло за собой создание в
1990 г. на базе "Демплатформы" самостоятельной Республиканской
партии Российской Федерации. К этому же времени (декабрь 1989
г. - май 1990 г.) относится и создание в острейшей борьбе "Демократической
партии России". В числе ее основателей были М.Салье, И.Константинов,
Л.Пономарев, В.Кригер, Г.Каспаров, А.Мурашов и другие, но затем
единоличным лидером партии стал Н.Травкин. Многочисленные расколы
и отколы в конце концов привели к переходу ряда ее сторонников
в "Демократическую Россию".
Из "коммунистов-реформаторов" и многих
членов "Демплатформы" происходило формирование и другой
организации- "Социал-демократической партии Российской
Федерации", учредительный съезд которой состоялся в мае
1990 г. (лидеры П.Кудюкин, А.Оболенский, О.Румянцев, Б.Орлов,
Л.Волков).
Именно эти три партии социал-демократической
ориентации составили наряду с другими движениями ядро "Демократической
России". Их лидеры входили в состав Межрегиональной депутатской
группы на съездах народных депутатов СССР с июля 1990 г.
Попытки "улучшения" социализма окончились
крахом, что повлекло за собой радикализацию партий социал-демократической
направленности, с одной стороны, и образование в 1990г. "правого"
крыла КПСС - "Компартии РСФСР" (лидер И.Полозков).
С избранием в 1990 г. депутатов российского
"парламента" и Б.Ельцина в качестве председателя ВС
РСФСР (май 1990 г.) закончился этап "коммунистической либерализации"
-горбачевской "перестройки "сверху".
Антикоммунистическая фаза посткоммунистического
развития тесно связана с другой политической силой - "Демократической
Россией". Именно эта сила доминировала на политической
сцене в 1990-1991 гг. Именно "Демроссия" стала ядром
антикоммунистической оппозиции в стране. Это движение сформировалось
на базе депутатского блока " Демократическая Россия "(около
ста народных депутатов РСФСР), межрегиональной депутатской группы,
действовавшей в союзном парламенте, и Московского объединения
избирателей, своеобразного клуба столичной либеральной интеллигенции.
Учредительный съезд движения "Демроссия" состоялся
20-21 октября 1990 г. в Москве. Среди делегатов съезда было
165 представителей общественных организаций и партий, 23 народных
депутата СССР, 104 народных депутата РСФСР. Лидерами движения
на том или ином этапе являлись - Ю.Афанасьев, А. Мурашов, Л.Пономарев,
Г.Попов, Г.Якунин, Г.Старовойтова, Ю.Болдырев, Л.Бат-кин, В.Шейнис,
Ю.Черниченко, В. Боксер, И.Заславский, П.Кудюкин, Л.Шемаев,
М.Аксючиц, М.Астафьев, В.Лысенко, О.Румянцев, Ю.Рыжов, Т.Гдлян
и другие. Триумф "Демроссии" - избрание в июне 1991
г. президентом РСФСР Б.Ельцина. Цели движения: приоритет прав
и интересов личности над правами и интересами государства, устранение
с политической арены КПСС, реализация права наций на самоопределение
(доктрина А.Сахарова), выход России из состава СССР, создание
социальной рыночной экономики путем приватизации и ряд других
подобных мер. По существу после августа 1991 г. все эти цели
и легли в основу деятельности президента России и российского
правительства.
Для понимания того, почему фактическая реализация
целей "Демроссии" была сопряжена с тяжелейшим социальным
и политически кризисом в стране и почему сегодня это движение
сошло на нет, необходимо обратиться к реалиям социальной жизни
в России. Это также важно для понимания "феномена Жириновского"
и для уяснения причины смены Ельциным своей социальной опоры,
то есть построения собственной власти на традиционных бюрократических
и "силовых" структурах государства.
Непонимание этой сложной схемы развития посттоталитарного
общества, радикальное стремление "сломать" коммунизм
(а получилось по А. Зиновьеву - " метили в коммунизм, а
попали в Россию ") и привело к политическому и идеологическому
банкротству "Демроссии".
Вся история развития Российского государства
- свидетельство укорененности жестко централизованных форм управления,
когда социальное и национальное подчинены идее государственности
(сначала монархической, затем коммунистической). Допущение здесь
любой либерализации всегда вело к ослаблению вертикальной государственной
структуры. В принципе несовместимы идеология и практика либерализма
и демократизма, с одной стороны, и реальность государственного
унитаризма - с другой.
Либеральные реформы в России с неизбежностью
должны были взорвать (и взорвали) унитарную коммунистическую
государственность. Однако в силу конкретных особенностей развития
политического процесса на территории СССР это фактически привело
к стихийному распаду союзной государственности и утверждению
в экс-республиках "национальной" формы государственности,
что с неизбежностью повлекло за собой и распад всех форм существовавшего
полигосударственного сотрудничества. Идея государственности
во всех бывших союзных республиках (пока за исключением России)
связывается с узкопонимаемой " национальной идеей ".
Отсюда - прямой путь к постоянным конфликтам и возможным войнам
на территории бывшего Союза. Даже сама вероятность такого исхода
заставляет более пристально взглянуть на наше прошлое и возможное
будущее.
Крах советского общества означает не только
крах тоталитарного "имперского" государства, но, на
наш взгляд, и почти неизбежный распад "демократических"
форм государственности, идущих ему на смену. Органы власти сталкиваются
сегодня уже не с внена-циональным большевистским режимом, ас
новым для нас феноменом - воинственным и зачастую агрессивным
национализмом. Расширяющиеся этнические конфликты на геополитическом
пространстве бывшего СССР показывают как неподготовленность
российских властей к подобному развитию, так и односторонность
и ограниченность интеллектуальной элиты в осмыслении принципиально
новой политической реальности. Вместе с тем без осознания глубины
нынешних национальных проблем невозможна эффективная политика
строительства новой российской государственности.
В силу глубинных противоречий в СССР просто
не могла не возникнуть "перестройка" по Горбачеву.
Но он же по причине своего происхождения и личных качеств должен
был зайти и зашел в тупик в деле перекрашивания коммунистического
общества в демократическое. Драмой для народов Советского Союза
обернулся сам процесс "ре-форматорства". Шесть лет
в стране его возглавляли коммунистические функционеры, стремившиеся
путем аппаратного маневрирования провести улучшение системы
(перестройку). Это было заведомо невозможно. Попытки Горбачева
реформировать существовавшую систему привели к логическому итогу
- краху и ликвидации самого коммунистического режима. Однако,
отринув прошлое, мы не могли создать жизнеспособной модели управления,
социальная динамика приобрела стихийный характер. Более того,
с крахом союзного государства поставлен вопрос о возможности
существования единой государственности на территории не только
"бывшей", т.е. входившей в состав СССР, но и "современной",
независимой России. И дело здесь не в "подрыве" государства
либо в некомпетентности руководства (этот факт очевиден), а
в обнажении фундаментальных основ жизнедеятельности общества
и государственности, заложенных здесь глубинных объективных
противоречиях, разрывающих сегодня страну.
Современное освободительное движение у нас
в стране началось под лозунгами демократии, свободы, прав личности.
Других, собственно, и не могло быть. Тоталитарное "социалистическое"
государство воплощало завершенность истории (как это ни парадоксально,
оно ближе гегельянскому пониманию в качестве "завершенного",
идеального государства), а сама тоталитарная природа большевистской
власти вела к господству этого "государства" над личностью,
любым социумом, будь то нация, конфессиональное либо светское
образование. Тоталитарное "государство" - это сила,
стоящая над личностью и обществом.
Современное государство - сложный политический
механизм поддержания равновесия и согласования интересов различных
социальных, в том числе этнических, культурных, религиозных
и т.п. слоев и групп. Демократия является лишь одним из инструментов
строительства и поддержания такого государства.
В демократическом государстве носителем суверенности
выступает личность, добровольно самоидентифицирующаяся с существующей
социальной средой (культурной, религиозной, национальной, политической
и т.д.). Только в силу такой добровольной самоидентификации
через ряд промежуточных механизмов нация и государство становятся
носителем суверенитета как добровольно агрегированного суверенитета
свободных личностей - граждан общества.
Эта сложная ткань гражданского общества у нас
напрочь была разрушена большевистским правлением. И "введение"
демократии не породило и не могло породить в одночасье правовое
государство. Мы получили модель "стихийной демократии",
крайне неустойчивой, переходной формы правления, способной быстро
эволюционировать в самых неожиданных направлениях.
Публикации
| Р о с с и я : мониторинг, анализ,
прогноз | первое полугодие 1994 г. ? 1 | Россия в поисках новой идеологии
партии в условиях "быстрой" смены идеологических парадигм
|
|