В начале 1994 г. произошло изменение официальной
позиции российского руководства определении приоритетных направлений
внешней политики страны. Более четко зазвучала тема геополитических
интересов России, большее внимание стало обращаться на защиту
русского и русскоязычного населения в ближнем зарубежье. Утвердилось
понимание значения России в обеспечения стабильности в "горячих
точках", а также как гаранта позитивных изменений в общеполитической
и межнациональной ситуации в неспокойных районах бывшего СССР.
В то же время в позиции руководства России пока еще много
неясного. Первая половина 1994 г. может быть охарактеризована
как время перехода от политики " дикой федерализации
", которая не принесла сколько-нибудь положительных результатов
ни одной из бывших республик СССР, к политике формирования
своеобразного союза постсоветских республик под эгидой России.
С весны 1994 г. все громче стали звучать заявления о налаживании
хозяйственных отношений с государствами СНГ. Подкрепляемая
осознанием необходимости более тесного военного сотрудничества,
эта проблема все чаще стала обсуждаться с точки зрения возможностей
воссоздания некоего подобия СССР. Результаты президентских
выборов в Белоруссии и на Украине, разумеется, будут способствовать
дальнейшему упрочению идеи реинтеграции в общественном сознании.
Подобная эволюция, наметившееся усиление реинтеграционных
тенденций вызывают весьма острую реакцию Запада. Первоочередным
объектом домогательств является удаление российских войск
из прибалтийского региона и Приднестровья. Турция выдвигает
претензии на исполнение миротворческой миссии в Закавказье
(и не только там). Обострилась обстановка на таджикско-афганской
границе. В недалеком будущем вновь может всплыть вопрос о
Курильских островах.