КАКАЯ ИДЕОЛОГИЯ ПОТРЕБНА РОССИИ
Очевидно, в ближайшее время в России любая власть не будет
стабильна до тех пор, пока не произойдет перекристаллизация
общества.
Из этого вытекают "прагматические" задачи нынешней
власти - провести сверху глубокие экономические реформы, что
она достаточно бездарно сегодня и делает.
Отрыв власти от "широких масс" населения неизбежен
в специфических условиях реформируемой России. Отсюда и ограниченность
возможностей борьбы с постноменклатурой - непомерно разросшейся,
некомпетентной и бездарной "демократической" бюрократией.
Она как раз и является одной из опор существующего "демократического"
режима и может быть размыта только по мере создания нового
экономического базиса общества. Очевидно, следует смириться
и с тем, что партийно-парламентская жизнь носит условно-декоративный
характер. Ни одна из партий и ни одно из политических течений
не имеют сегодня массовой социальной опоры. В этих условиях
"политика" носит верхушечный характер. Сама власть
приобретает качества самодавлеющего "надстроечного"
"надпартийного" рычага реформ. И это, очевидно,
также является неизбежным на нынешнем этапе политической эволюции
России.
Однако после событий 21 сентября - 4 октября 1993 г. в Москве
опасность создания самодавлеющей централизованной президентской
власти велика. "Сильная" власть способна действовать
и традиционным для России образом - чисто волюнтаристски и
авторитарно. В этом случае любые разговоры о демократии в
России очень быстро сойдут на нет, и в стране будет восстановлен
"неототалитарный" режим со всеми традиционными атрибутами
- произволом властей, попранием прав личности, имперской политикой.
В действительности альтернатива неототалитаризму, конечно,
есть. Она - в естественно свойственной России государственной
интегральной (или, если хотите, "соборной") форме
правления. Но это и не "парламентская" республика,
ибо объективных условий для либеральной формы западного парламентаризма,
на наш взгляд, здесь не существует. Если не "парламентская"
и не "президентская" республика потребна России,
то какое государственное устройство было бы для нас желательным?
Историческая Россия формировалась как интегральное многонациональное
государство. Именно здесь "миром" и "мечом"
были соединены многие народы на огромном евразийском пространстве.
Здесь было и насилие, и сознательное стремление многих этносов
выжить в рамках общей российской государственности. Это была
и общность судьбы, и общность беды. Не было и не могло быть
только одного - возможности выпрыгнуть из общей истории, будь
то Российской империи или Советского Союза.
Коммунистическая власть, безусловно, смогла построить свою
тоталитарную, вненациональную советскую государственность.
Но союзная и дореволюционная российская государственность
имеют более древнюю историческую судьбу, нежели коммунизм
в России. Горбачев, а вслед за ним и Ельцин не смогли понять
этого. Общее этнопространство "СССР" по существу
сегодня не реформируется, а насильственно расчленяется. Подобная
опасность может встать и перед Россией. Для государственных
служб России, да и других государств - бывших республик Союза
это может иметь самые катастрофические последствия. Принципы
либеральной демократии, внедренные на советскую тоталитарную
почву, не обеспечат действенных реформ, а приведут к тотальному
разрушению, ибо естественной питательной основы для них в
виде сложившегося рынка, институционализированного гражданского
общества и укоренившегося правового сознания нет. Все это
создается столетиями. Поэтому естественен и всеобщий нынешний
кризис на всем геополитическом пространстве СССР. Либерализм
разрушил коммунистический строй, но созидательной основой
сегодня в России он быть не может. Мы проскочили целую историческую
эпоху - фазу корпоративной интегральной демократии, внутренне
свойственной России. Кризис либерализма толкает ныне либералов
во главе с Ельциным к крайнему радикализму - явно просматриваются
намерения при помощи насилия и диктаторской власти провести
неприемлемую для России модель "западных реформ".
Волей - неволей, наши радикалы повторяют путь якобинцев времен
французской революции, а Ельцин помимо своей воли может стать
не де Голлем, а российским Луи Бонапартом. Все это крайне
серьезно.
На наш взгляд, России потребна интегральная корпоративная
демократия, управляемая регионально-представительными органами.
Без всяких неподконтрольных, а стало быть самодурно и произвольно
правящих "президентов" и "вождей". Это
отвечает соборно-думской традиции организации государственной
власти в России. Страной должна править не московская бюрократия,
а корпоративное всерегиональное, т.е. всероссийское собрание.
Не тоталитарно-корпоративное устройство, а свободное интегрально-корпоративное.
Сила России не в Москве и ее вождях, а в регионах. Центральная
власть должна не стоять над субъектами федерации - землями
и республиками, - а непосредственно "происходить",
вырастать из интегральной власти ее субъектов. Только такой
путь может прекратить "войну" властей, приостановить
распад страны, надежно связать "центр" и регионы.
И именно на этом пути мы можем сохранить свободу, избежать
диктатуры новоявленных "вождей", добиться воскрешения
России. К сожалению, реальное политическое развитие России
и предложенная ей новая Конституция идут вразрез с такой моделью
государственного устройства. Надеемся, что это пока не окончательное
слово в государственном строительстве страны.
Обрыв тоталитарной узды лавинообразно ускоряет общий распад
искусственной (а другой сегодня просто нет) среды - в хозяйственной,
национальной, управленческой сферах. Процесс распада страны
крайне опасен, поскольку политический и социальный вакуум
неизбежно будет заполняться новыми силами. Питать надежду,
что стихийный распад - это благо, могут люди только близорукие
и безответственные. Неуправляемый распад - путь к войнам (религиозным,
межнациональным, межрегиональным и т.д.). Опыт Югославии,
да и наш собственный, это наглядно подтверждает.
Приостановить стихию распада можно двумя путями (их сочетание
было бы наиболее оптимальным) - снизу, путем создания гражданского
общества (через социальную самоидентификацию различных групп,
создание ткани естественной саморегуляции общественного организма,
механизмы взаимоадаптации и примирения интересов и т.д., где
"рынок" - малая часть дела), и сверху, путем строительства
сильного корпоративного государства. Оторванность этих путей
друг от друга опасна. Модель создания гражданского общества,
отрицающая роль такого государства, способна привести только
к анархии, социальным столкновениям и, как следствие этого,
к установлению неототалитарных режимов, скорее всего правонационалистического
либо национал-фашистского толка. Абсолютизация же сильного
"авторитарного" государства, отрицающая гражданское
общество, ведет к тому же результату. Круг замыкается. И разорвать
его порочность может только симбиоз гражданского общества
и сильного корпоративного государства. И тут неожиданно новую
роль может играть национальная идея, но соединенная, если
хотите, "встроенная", в систему демократического
корпоративного государства. Оторванная от своей демократической
основы, она быстро может переродиться в раковую опухоль -
шовинизм, расизм, фашизм и лечь в основу неототалитарного
националистического режима. Соединение же двух начал - национального
и демократического - позволит преодолеть социальный вакуум
(а именно - ту пропасть, на грани которой мы сегодня стоим
- распад тоталитарных структур и роковое отсутствие сцепляющей
ткани гражданского общества) и вдохнуть силы в народ, выдвинув
идею национального выживания через создание действительно
демократического федеративного российского государства.
Рост национализма и обостренное чувство национальной самоидентификации
характерны и неизбежны при переходе от тоталитарных режимов
к гражданским обществам. Это специфическое явление переходного
состояния, завершение чего мы находим в формах национально-демократического,
либо национально-тоталитарного (консервативного, теократического,
фашистского и т.п.) государства. При распаде всех форм псевдообщественных
связей в условиях посттоталитарных обществ личность оказывается
дезинтегрированной, лишенной поддержки патер-налистской среды
мнимоколлективистских образований. На пути к созданию гражданских
обществ лежит простреливаемое и заминированное всеми сюрпризами
"неокапитализма" (инфляция, безработица, массовое
обнищание, преступность, жестокая борьба за выживание и т.д.)
пространство "рыночной" экономики. Патерна-листская
политика тоталитарного государства оказывается в прошлом.
Само государство выступает неожиданно ослабшим, раздираемым
внутренней борьбой различных сил.
Самоидентификация с идеей демократии вызывает "вдруг"
острое неудовлетворение. Нечто подобное переживает ныне целый
ряд восточноевропейских стран, и к нему подошло российское
общество. Неизбежное резкое ухудшение условий социального
существования, психологический "дискомфорт" основных
масс населения присущи обществам такого типа. Демократические
лозунги прав и свобод личности, не подкрепленные тканью гражданского
общества и не обеспеченные системой подлинно правового государства,
"зависают" в мутном потоке "стихийной демократии".
Это наиболее трудный, социально и политически неустойчивый
этап движения к гражданскому обществу.
В наших условиях, делающих невозможным "введение"
в одночасье гражданского общества и правового государства,
последнее с неизбежностью получит гипертрофированное значение
как гарант движения к такому обществу (в оптимальном варианте).
Этот путь - единственная жердочка, по которой мы можем перейти
из нынешнего состояния в общество цивилизованное. Для этого
следует овладеть идеей национально-демократического "народного"
государства, ибо сегодня она выступает в качестве единственной
интегральной формы самосохранения травмированного перестроечным
хаосом индивидуума.
Овладеют этой идеей демократы, соединят тягу масс к демократии
с идеей национального выживания - мы получим оптимальный вариант
перехода к гражданскому обществу. Овладеют национальной идеей
шовинисты - мы получим очередной исторический тупик - национал-фашизм.
Середины здесь нет.