ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ЛИБЕРАЛИЗМА В РОССИИ
На наш взгляд, механическое перенесение сегодня на российскую
почву норм и принципов либеральной демократии является саморазрушительным
для российской государственности. Рассмотрим этот аспект подробнее.
Крах коммунистических режимов в Европе и Советском Союзе
связан не столько с социальным и политическим тупиком в зоне
"реального социализма", а скорее - с психологической
усталостью всех слоев общества от "официального единообразия"
публичной жизни.
Несвобода в условиях социализма переживалась остро и болезненно
не одной интеллигенцией, она вызывала анархический бунт в
душе каждого более или менее житейски трезвомыслящего человека.
Антикоммунистическая волна конца 80-х - начала 90-х годов
была столь мощной и крутой потому, что в массовом сознании
произошло окончательное отторжение духовного суррогата коммунизма.
Видимой причиной его падения могла быть любая либеральная
инфекция, ибо коммунизм не имел иммунитета к свободе. Достаточно
было одного только занесенного горбачевской перестройкой либерального
вируса "плюрализма" для того, чтобы коммунистический
колосс - тоталитарный идеократический режим - рухнул в одночасье.
Коммунистический тоталитаризм был опрокинут либерализмом
как антитезой несвободы. Либеральные лозунги свободы и прав
человека сцементировали в единый антикоммунистический блок
приверженцев различных политических доктрин и взглядов. Именно
идеалы либерализма смогли собрать под свои знамена многие
миллионы, "неожиданно" выплеснувшиеся на площади
и улицы восточноевропейских столиц, а затем крупнейших советских
городов.
На это же время приходится и пик массовых ожиданий российской
интеллигенции немедленных и щедрых даров свободы. Казалось,
с крахом коммунизма быстро и легко реализуются на практике
либеральные лозунги свободы и демократии. Идеология либерализма,
ставившая в центр социального мироустройства принципы гражданской
свободы, воплотилась в лозунгах политической демократии, плюрализма,
правового государства, гражданского общества.
В период "бури и натиска" антикоммунистической
революции эти лозунги объединяли несовместимое - либерал-коммунистов,
социал-демократов, национал-патриотов, клерикал-монархистов
и многих других. С крахом коммунизма развалился и этот еще
недавно единый антикоммунистический блок. Распад протолиберального
потока "демократии" на многопартийные ручейки нанес
первый жесткий удар по мифологизированному сознанию российской
интеллигенции - митинговое единение, демократическая соборность
оказались иллюзией.
После "августа" достаточно быстро обнаружилась
и "мнимость" многих "демократических"
институтов и процедур. "Демократическая власть"
на глазах вырождалась в борьбу за господство узкоэлитарных
верхушечных групп, представляющих неономенклатурные, либо
неоаппаратные интересы. Любой принцип либерализма в сегодняшней
российской действительности получает "превращенную",
а точнее - извращенную, противоположную первоначальным целевым
установкам форму.
В сознании интеллигенции, да и в народном сознании в целом,
"идеальные" представления о свободе оказались в
противоречии со "зримыми" ее феноменами. Результат
может быть один - фрустрация общественного сознания. Именно
с этим связаны общественная усталость, апатия, разочарование
и неверие в демократию. Ряды сторонников демократической власти
тают, проблемы существующей ныне власти массам становятся
безразличны. В чем причина этого общественного парадокса?
Очевидно, из тоталитарного коммунистического равенства нет
прямой и короткой дороги в общество гражданское. Это общество
в странах "западной цивилизации" создавалось столетиями:
формировался национальный рынок, шла тяжелейшая борьба за
гражданские права, многими десятилетиями складывалась парламентская
система. Обвал тоталитарной системы социального и хозяйственного
равновесия порождает не гражданское общество, а ведет к атомизации
социальной жизни, ее "варваризации". Рынок оборачивается
первобытной толкучкой. Приватизация собственности - ее легальным
разграблением неономенклатурой. Демократия как власть народа
все более подменяется властью различных "групп влияния".
Свобода на местах оказывается под угрозой со стороны этнократов
и регионократов и т.д. В итоге вместо восходящего процесса
создания гражданского общества мы получаем своеобразный нисходящий
процесс "варваризации" как скачкообразного движения
вспять.
Свести проблему только к борьбе реформистских и реваншистских
сил, видеть причину нынешнего кризиса только в сопротивлении
"консерваторов" и экс-номенклатуры, в противоборстве
"хорошей" исполнительной и "плохой" законодательной
власти являлось бы не только не верным, но и было бы политически
опасным заблуждением. Глубина нынешнего социального кризиса
в России связана не только с противоборством различных политических
сил, которые в конечном счете лишь отражают сложную реальность
жизни в стране, сколько с глубинным противоречием, с которым
во весь рост мы столкнулись в последний год, - с противоречием
между "прогрессивными", действительно меняющими
повседневную реальность целями непоследовательной "реформистской
политики" и огромной инерционной системой государственного
социализма, доставшейся нам в наследство от коммунистического
режима. Правящие круги не смогли правильно и масштабно оценить
силу этой системы, рассчитывали на более быстрые и менее болезненные
темпы "реформаторских" изменений. Надежды на то,
что с устранением коммунистического режима российское общество
непосредственно вступит в " демократию ", что здесь
одномоментно утвердятся гражданское общество и демократическое
государство наподобие западных демократий, оказались утопичными.
Драматизм сегодняшнего дня России заключается в том, что
народный порыв к демократии и свободе не подкреплен реальной
экономической, социальной и политической базой для действительно
демократического устройства жизни. Более того, в условиях
переходного периода все мы живем в своеобразном синкретизированном
обществе, где причудливо соседствуют сохранившиеся мощные
блоки наследуемой нами системы государственного социализма
и элементы "демократической", "свободной"
организации жизни. И соотношение этих раз-нополярных элементов
в нынешней российской действительности далеко не в пользу
демократических тенденций. Идущее в недрах российского общества
жесткое противоборство сохранившейся прежней хозяйственной
и социальной системы и волюнтаристски вводимых новых принципов
хозяйственной и общественной организации в конечном счете
привело не только к противоборству властей в их высших и низших
эшелонах, но и грозит стихией государственного и общественного
распада.
За прошедшие годы власти, да и все мы, смогли убедиться в
том, что доставшаяся от прошлого инерционная система госсоциализма
способна не только поглотить демократические начала, но и
" вывернуть " сами принципы демократии наизнанку.
Так, стремление превратить всех граждан России в полноправных
собственников на практике получает извращенную форму номенклатурного
перераспределения госсобственности - реальными собственниками
государственного имущества становятся узкие слои постноменклатуры,
финансовых спекулянтов, коррумпированных чиновников. Если
не противостоять этой тенденции, то вместо провозглашенного
"свободного рынка" можно получить рынок бюрократически-криминальный.
Российские "реформаторы" решительно отвергли практику
социального уравнительства. Однако, стихия распада прежних
форм хозяйствования приводит к полярной маргинализации общества
- образованию небольшой группы скоробогачей, на одном полюсе,
и накоплению огромной массы бедняков, на другом. Такой процесс
ничего общего не имеет с философией "третьего класса",
в которой основой богатства является труд, квалификация, умение
и талант. Формирующая линия на "скоробогачество",
основанное на спекуляциях и сомнительных махинациях, противоречит
народной этике и традициям.
Под угрозой оказываются и гражданские права и свободы. Сама
свобода приобретает форму анархии, связанную с неуважением
к закону, разгулом преступности, бессилием перед ней правоохранительных
органов.
Парадоксальная картина до последнего времени складывалась
и в структурах государственной власти. Конституционно в России
провозглашено ее разделение. Однако, на практике такое разделение
подменялось попытками установления единовластия отдельных
ветвей власти. Естественно, что результатом являлось противоборство,
ослабляющее в целом все структуры государственной власти и
вызывающее общественное недоверие к любой ее ветви. Драматические
события 3-4 октября 1993 г. явились кровавой развязкой такого
противостояния.
Федеративным договором, закрепленным конституционным образом,
предоставлены широкие права для нестесненного развития всех
республик и национально-территориальных образований России.
Однако на практике демократическая линия на равноправие и
свободу народов подменяется этнократическими кругами политикой
прав и свобод прежде всего для "своего" "коренного"
народа. Вместе с тем, центральная московская бюрократия реальных
прав субъектам Федерации отдавать не хочет. Это ведет к национальной
вражде, разрушает целостность российского федеративного государства,
способно открыть путь многим межэтническим войнам на территории
России и всей территории бывшего Союза. Наконец, политическая
демократия в посткоммунистический период вырождается зачастую
в борьбу узких групп политиканов. В стране пока не создана
реальная основа многопартийности как механизма, отражающего
интересы различных слоев и многочисленных групп населения.
Само общество остается еще тоталитарным и в своей социальной
структуре, и в типе массового "подражательного"
сознания.
Подобное состояние общества, связанное с его расколом, чрезмерной
политизацией, кризисом практики и самой идеологии демократизма
в России крайне опасно. Оно делает неустойчивым равновесие
в обществе и может привести к неожиданным политическим сдвигам
- установлению неототалитарного режима, либо гражданской войне
с тем же конечным результатом. Безысходный круг нашей истории
готов вновь замкнуться: либерализм, разрушив тоталитарный
коммунизм в России, самоотрицает себя, ибо не находит в российских
условиях благоприятной почвы и порождает только хаос и распад.
Все более нарастающий кризис в стране, раскол российского
общества, все явственнее формирующаяся психология "гражданской
войны" заводят политическую ситуацию в тупик. Именно
подобное состояние общества сделало возможным прямое вооруженное
столкновение противоборствующих сил в Москве 3-4 октября.
Однако последовавшие затем попытки создать модель "управляемой
демократии" не способны изменить ситуацию в стране в
принципе.
Существовавший в союзном государстве, равно как и существующий
сегодня в России механизм централизованного государственного
управления был рассчитан на управление монополизированной
государственной экономикой с жестко вертикальным механизмом
власти. Крах структур КПСС и образование "демократических"
органов власти на местах по существу парализовали этот централизованный
механизм управления. Лихорадочные попытки воссоздать жесткую
вертикаль через президентские структуры породили самодавлеющий
рост бюрократии, но не восстановили управляемости социальными
и экономическими процессами. Да это и невозможно на основе
прежней матрицы управления. В итоге огромная бюрократическая
машина работает вхолостую, а экономические и социальные процессы
набирают все в большей мере неуправляемую динамику.
Последнему способствует и принципиальная несовместимость
наследованного российской государственностью союзного "
тоталитарного" механизма управления и возникших элементов
"демократической" власти. Сама эта "демократическая"
власть сформировалась на волне противостояния коммунистическим
структурам и не является в подлинном смысле слова представительной,
т.е. выражающей интересы всех социальных слоев. "Демократические"
органы власти оказались идео-кратизированы со знаком минус
- они пришли к власти на волне антикоммунизма, антитоталитаризма.
Крах коммунизма и "имперской" государственности
обнаружил верхушечный характер власти, что привело к ее фрагментации
и ожесточенной борьбе, вылившейся в кровавые события в Москве
в октябре 1993 г.
Происшедшее в Москве в трагические октябрьские дни непоправимо.
Политическая ответственность за человеческие жизни и пролитую
кровь лежит на всех (всех!) российских политиках, ответственных
за политическую катастрофу или не сумевших предотвратить ее.
Начиная с 21 сентября 1993 г., когда сила закона была заменена
правом силы, логика политических событий все более ускользала
из рук политиков и привела к кровавому безумству в Москве.
Сегодня последствия решений и действий политиков поставили
страну на грань раскола. Речь идет о масштабных последствиях
ошибочных политических решений, способных прервать мирное
развитие новейшей российской истории.
Личное противоборство между Ельциным, Руцким и Хасбулатовым
не играет здесь решающей роли. Все они являются в достаточной
мере "случайными" персонажами в отечественной истории,
выброшенными в силу масштабного общественного разлома на авансцену
российской политики. Никто из них не обладал достаточными
государственными качествами, чтобы адекватно осознать происходящее
в стране, а тем более целенаправленно и мудро управлять развитием
политической ситуации.
Вместе с тем каждый из этих политиков помимо своей воли оказался
на острие того или иного политического вектора, выражающего
разнонаправленность потоков политической жизни России.
Политика Ельцина воплощала и воплощает в себе традиционный
для России дух радикализма, вдохновлявший в недавнем прошлом
на социальную вивисекцию большевиков, а ныне заключенный в
политике так называемых радикал-демократов. Для этой политической
линии характерно революционное нетерпение, стремление к радикальной
ломке существующего уклада жизни, вера в "светлые"
идеалы книжного целеполагания, будь то "коммунизм",
как вчера, или "рынок", как сегодня. Ложно понимаемый
прогресс с неизбежностью заводил в прошлом и заведет нынешних
радикалов в тупик. Они оказались не в состоянии внять предостережениям
автора "Вех" (П.Б.Струве), отмечавшего еще в 1909
г.: "В том, как легко и стремительно стала интеллигенция
на эту стезю политической и социальной революционализации
исстрадавшихся народных масс, заключалась не просто политическая
ошибка, не просто грех тактики. Тут была ошибка моральная.
В основе тут лежало представление, что "прогресс"
общества может быть не плодом совершенствования человека,
а ставкой, которую следует сорвать в исторической игре, апеллируя
к народному возбуждению".
Вот эта психологическая вера современных радикал-демократов
в спасительность для страны провозглашаемого ими " прогресса
" напрочь исключала любые социальные компромиссы и неизбежно
толкала их не к диалогу, а к насильственному устранению своих
политических противников. В конечном счете такая политика
всегда оборачивалась диктатурой меньшинства, уверовавшего
в свою судьбоносную роль носителя "прогресса" в
стране. На деле насилие над реалиями страны влечет за собой
крупномасштабное насилие и над обществом. Именно такой дорогой
шли большевики. А ныне на нее вступили радикал-демократы,
стремящиеся использовать президентскую власть в качестве инструмента
"революционных" преобразований в России.
Другой вектор российской политики, на который в последнее
время сделали свою ставку Руцкой и Хасбулатов, был связан
с иной традицией - консервативно-охранительной. Она противопоставляла
экспериментаторскому радикальному курсу ценности государственной
и социальной стабильности, российской державности. По существу
в последний год произошло возвращение к традиционному для
России противостоянию "почвенников" и "западников".
Сегодня все шире осознается, что новое противоборство происходит
между двумя силами - либерально-демократическими ("западники")
и традиционалистски-государственными (" почвенники ").
Либерально-демократический поток опрокинул коммунизм в России.
И в этом основная заслуга "Демроссии" и примкнувших
к ней сил. Однако механическое перенесение с западной почвы
в Россию принципов либерализма, их "копирование",
игнорирующее неповторимую российскую специфику, привело к
тотальному государственному, национальному и социальному кризису,
в силу чего спад "либеральной" волны у нас был неизбежным.
Реакцией на кризис либерализма в России явилось повсеместное
усиление консервативных, традиционалистских, охранительных
настроений. И эта поляризация политической жизни будет с неизбежностью
идти и дальше. Однако ни тот, ни другой блок политических
сил самостоятельно реформы в России провести не смог. Искусство
истинного реформаторства как раз и заключается в умении "впрячь"
в социальные преобразования и ту, и другую политическую силу.
К сожалению, реальное политическое движение пошло по пути
искусственного противостояния, "стра-вливания" двух
российских политических линий. Уже прошедший в апреле 1993
г. референдум обнаружил масштабную поляризацию в российском
общественном сознании. Это еще не был раскол в обществе. Государственная
мудрость диктовала обоим политическим лагерям вести линию
компромисса, диалога, поскольку их раскол, война между собой
вели к реальному расколу общества, ставили его на грань гражданской
войны. Вот этого духа политического компромисса не хватало
в последние месяцы ни Ельцину, ни парламенту. Однако последней
каплей, мерой в этом противостоянии, исключавшей политический
диалог, был именно указ Ельцина. Это был глубоко ошибочный
политический шаг.
Вместо того чтобы искусно сопрягать путем компромисса оба
полюса политического противоборства (а это только и открывало
возможность мирного развития страны), Ельцин и его команда
пошли на искусственное устранение одной из "сторон"
политического "противоречия". Это могло только обвально
обрушить мирное политическое развитие в стране, с неизбежностью
придало политической борьбе формы, насильственно разрушающие
общественное спокойствие и гражданский мир. Эскалация насилия
была неизбежна. Развитие пошло по самому худшему варианту
и вылилось в крупномасштабное применение силы.
Безусловно, мы имели эрзац-президентство, эрзац-парламентаризм,
эрзац-конституционализм. Хорошая или плохая была Конституция,
но она содержала правила, нормы мирного цивилизованного разрешения
политических противоречий. Насильственное попрание этой Конституции
открывало путь не "демократии", не "хорошему"
профессиональному парламенту, а правовому произволу сиюминутной
целесообразности. И здесь Ельцин и поддерживающие его радикал-демократы
стремительно скатываются к радикал-большевизму, руководствовавшемуся
целесообразностью общественного "прогресса" и бравшему
на вооружение "новую" мораль - хорошо все, что отвечает
"прогрессивной" цели. Это обрекает власть на политическое
"лукавство", откровенную апологетику провозглашаемых
целей "прогресса".
Один из авторов сборника "Из глубины" (А.Аскольдов)
- коллективного труда, суммировавшего трагические предчувствия
русской интеллигенции на заре большевизма, -писал в апреле
1918 г.: "Вообще, не в разбушевавшихся звериных инстинктах
главное зло так называемого "большевистского" переворота
и овладения Россией, а в той лжи и в том обмане, в том потоке
фальшивых лозунгов и фраз, которыми наводнили сознание народа".
Не забыть бы, что такой аморализм в политике всегда вел к
оправданию любого произвола, насилия над обществом, логически
развязывал гражданскую войну. Ибо насилие над обществом ничего
кроме ответного насилия не рождало. Понимают ли это в достаточной
мере люди, делающие сегодня политику?
Радикал-демократический курс в России созидательно бесперспективен,
он может быть только потенциально разрушительным. Несостоятельны
и любые расчеты на создание просвещенного авторитарного режима
в стране. Это невозможно. Любые попытки создания такого режима
в первую очередь приведут к расколу и ожесточенной борьбе
в лагере самих радикал-демократов. Сегодня у Ельцина, либо
другого политика на его месте, остается крайне узкое поле
выбора решений. Либо, отойдя от радикал-демократов, попытаться
создать действительную концепцию реформ, компромиссно увязывающую
социальные и политические интересы всех слоев общества. Либо,
вступив на зыбкую дорогу " просвещенного " авторитаризма
и продолжая несостоятельный и крайне опасный политический
курс, прибегнуть к традиционным для России приемам диктатуры.
Третьего не дано.