ИТОГИ
За прошедшие полгода российскому государственному руководству
не удалось переломить негативные для Российской Федерации
тенденции в формирующемся "новом мировом порядке".
Во-первых, продолжился процесс вытеснения России из Европы.
Постепенно значительная часть "буферной зоны", возникшей
в Центральной и Восточной Европе, трансформируется в "
санитарный кордон ", который страны Запада контролируют
и на который оказывают определяющее влияние. Связи стран этого
региона с государствами Североатлантического альянса приобретают
институциональные формы.
Произошло определенное распределение ролей среди общеевропейских
структур и отдельных членов НАТО. В то время как СБСЕ, НАТО,
США сконцентрировали свое внимание и усилия на "цементировании"
ситуации, возникшей в Восточной Европе после дезинтеграции
Советского Союза, на поддержании политического плюрализма
в пределах европейской части СССР, Турция попыталась распространить
свое влияние на Балканы и Кавказ.
Соединенные Штаты выступают за рамочную европейскую внешнюю
политику России, выход за границы которой с неизбежностью
будет иметь негативные экономические и политические последствия
для страны.
Во-вторых, доступ России как к сухопутным, так и морским
международным транспортным коммуникациям продолжал ухудшаться.
Сохранилась угроза потери контроля над потоками сырья, перекачиваемого
в Европу по трубопроводам из Средней Азии и с Кавказа, в случае
если будет реализован план прокладки новых нефтепроводов на
средиземноморское побережье Турции. Последствием этого может
быть потеря влияния Москвы как в указанных регионах, так и
на Балканах.
В-третьих, Федеративная Республика Германия продолжала избавляться
от синдрома страны, потерпевшей поражение. Ее экономическая
мощь подкрепляется расширением политического влияния в сопредельных
странах и отказом от военных лимитов и ограничений, навязанных
государству после 1945 г. Уже в самом ближайшем будущем нельзя
исключить усиления борьбы за доминирование в Европе под углом
зрения старой дилеммы - "европейская Германия" или
"германская Европа". Тем более что ФРГ уже приступила
к проработке механизма формирования межгосударственного блока
" континентальных держав" - в середине апреля 1994
г. в одном из чешских городков состоялась встреча глав государств
Германии, Австрии, Венгрии, Польши, Словакии и Чехии.
В-четвертых, все чаще к процессам урегулирования на постсоюзных
территориях стали привлекать третейских международных посредников.
В-пятых, несмотря на заключение соглашения России с ЕС и
подключение к программе "Партнерство во имя мира",
авторитет и влияние Москвы в мире снизились. Участники встречи
семи наиболее развитых государств в Неаполе, пригласив президента
Б.Ельцина к обсуждению политических проблем, не зафиксировали
в итоговом заявлении давно ожидаемого Москвой положения о
том, что Россия является страной с " переходной экономикой
", а также отложили решение об определении статуса России
в Парижском клубе кредиторов. Правда, одновременно они обещали
поддержать Россию в вопросе расширения ее доступа к финансовым
ресурсам Международного Валютного Фонда. Такое решение должно
быть принято на ежегодной сессии МВФ в октябре 1994 г. Впрочем,
нет никаких гарантий, что это обещание будет выполнено.